Что нужно знать об обращении к психологу (для родителей)
В условиях распространения коронавирусной инфекции, необходимости соблюдения мер безопасности, режима самоизоляции или карантина – ежедневный уклад жизни множества людей изменился: распорядок дня, питание, сон, покупки, режим работы и общения с близкими, темп перемещений, привычные атрибуты уровня комфорта и безопасности.
Все это может сказываться на нашем психологическом благополучии и состоянии наших детей, возникающие эмоциональные реакции и переживания являются нормальными реакциями на события, выходящие за рамки обыденных.
В условиях продолжающейся самоизоляции, нового режима дня и отсутствия привычных способов времяпрепровождения, может быть трудно поддерживать измененный образ жизни, сохранять внутри семьи гармоничные отношения, могут дать о себе знать психологические трудности различного характера. Кому-то приспособиться к таким условиям легче, а кому-то сложнее, но, несмотря на складывающиеся обстоятельства, существует возможность обратиться за помощью к специалистам психологам.
Как понять, что вашему ребенку нужна помощь психолога? Кто такой психолог, чем он занимается, чем отличается от психиатра? На что обращать внимание при выборе специалиста и что ожидать от взаимодействия с ним. Именно для того, чтобы помочь найти ответы на эти вопросы, специалистами психологической службы МЧС России разработано данное пособие.
Кто такой психолог?
Психолог – это специалист, работающий в сфере психологического благополучия человека, помогающий преодолеть как внутренние психологические сложности и проблемы, так и помочь выстроить отношения с окружающими.
Чем же отличается психолог от психиатра?
Психолог |
Психиатр |
Специалист, имеющий психологическое образование |
Специалист, имеющий медицинское образование |
Специалист, не ставящий диагноз |
Врач, который имеет право ставить диагноз |
Использует психотерапевтические методы и приемы, не выписывает лекарственные препараты |
В качестве лечения и при необходимости медикаментозной поддержки, может назначить лекарственные препараты |
При необходимости уточнения состояния и потребности медикаментозной поддержки, может рекомендовать обратиться к психиатру |
При необходимости и после оценки состояния, может установить диспансерное наблюдение |
Важно! Работа с психологом – это совместный труд, не только специалиста и ребенка, но и Вас. Ребенок будет чувствовать себя максимально комфортно и благополучно, если рядом комфортно и благополучно чувствует себя взрослый, который о нем заботится. Психолог не дает советов и рецептов о том, как надо жить или как решить проблему, а, помогает совместно найти пути и способы того, как можно справиться с возникшими сложностями.
Как понять, что вашему ребёнку нужна помощь психолога?
Чем младше ребенок, тем острее он может реагировать на перемены. Стабильность распорядка дня, ритмичность и повторяемость (когда ребенок знает, что его ждет) напрямую влияет на эмоциональное состояние малышей. Любые изменения – стресс для ребенка.
Если вы заметили резкие изменения в поведении ребенка, вдруг появившиеся непривычные эмоциональные проявления или высказывания, отмечаете сложности с соблюдением режима (например, нарушение сна, аппетита и пр.) – в первую очередь, постарайтесь поговорить с ребёнком, рассказать о сложившейся ситуации и обсудить его чувства. Будьте честны с ребенком, правдивы, постарайтесь подобрать понятные для его возраста слова. Попробуйте понять, что могло стать причиной резких изменений. Также важно помнить, что в процессе перехода от одного возрастного периода к другому происходит преодоление ребёнком так называемого «кризиса», влияющего на изменения поведения или эмоционального фона.
Возрастной период |
Характерные возрастные особенности |
На что важно обратить внимание |
Ранний возраст (до 3-х лет) |
Ø Появление самостоятельности и автономности в передвижениях. Ø Возрастающий интерес к взаимодействию с предметами. Ø Стремление самостоятельно выполнять деятельность, которую выполняет взрослый. Ø Чувство гордости за свои достижения. Ø Активное усвоение слов, названий предметов. Кризис 3 лет - перестройка отношений между ребёнком и взрослым в пользу большей автономии ребёнка. Для кризисного периода характерны: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, преувеличение значимости собственного мнения в противовес мнению родителей, желание чтобы все вокруг, выполняли желаемое по требованию ребёнка. |
Ø Изменения, связанные с режимом дня: нарушения сна, отказ от еды, отказ использовать горшок, мыться, переодеваться. Ø Появление психосоматических симптомов (т.е. симптомов, возникающих под влиянием психологических факторов, среди которых могут быть - расстройства желудка, высыпания на коже, головная боль и т.п.). Ø Очень бурные эмоциональные проявления в виде частого и громкого плача, капризов. Ø Чрезмерная двигательная активность. |
Дошкольный возраст (3-7 лет) |
Ø Предпочтение отдается самостоятельной деятельности (без участия взрослого). Ø В играх со сверстниками ребенок моделирует поведения взрослого. Ø Преодоление эгоцентризма. Ø Усвоение понятий добра и зла. Ø В 6-7 лет возникновение внутренней позиции школьника (высокая познавательная мотивация, желание учиться). Кризис 7 лет - внутренние переживания, осмысление ребёнком собственного отношения к окружающему миру, последствий своих действий. Для кризисного периода характерны: появление секретов, манерничанье, мотив соблюдения правил становится сильнее мотива получить желаемое. |
Ø Нарушение сна, недержание мочи, отказ от еды. Ø Повышенная возбудимость, подавленность, регресс в поведении, заикание, усиление симбиоза с родителями. Ø Нарушения речи. |
Младший школьный возраст (7-11 лет) |
Ø Учебная деятельность является ведущей, основной. Ø Активно развиваются навыки планирования собственных действий. Ø Происходит формирование воли. Ø Развивается сознательная саморегуляция памяти, внимания. Ø Кризис подросткового возраста - проявляется в снижении продуктивности и способности к учебной деятельности, преобладании негативного мышления над позитивным, активном внимании к своему «внутреннему миру», появлении способности к рефлексии своих чувств и действий. |
Ø Замкнутое, отстраненное поведение, отказ от действий, связанных с общением. Ø Агрессивность, раздражительность (особенно по отношению к родителям и значимым взрослым). Ø Трудности в выполнении ежедневных обязанностей. Ø Головные или желудочные боли, расстройство стула, нарушения сна. Ø Регрессивные проявления: недержание мочи, сосание пальца, отказ спать одному. |
Подростковый возраст (11-15 лет) |
Ø Освоение норм социальной жизни, нравственных норм регуляции отношений в сообществах сверстников. Ø Появление чувства взрослости, самосознания.
Референтной группой на этом этапе является группа сверстников – именно их мнения и оценки становятся наиболее значимыми для подростка. На первый план выходит деятельность по построению личностных взаимоотношений со сверстниками. Среди когнитивных процессов на передний план выходит развитие абстрактно-логического мышления, сконцентрированного в этот период на построении временных перспектив и планов на будущее.
В поведении подростков преобладает: желание ребёнка видеть себя в роли взрослого, требование того, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому. |
Ø Агрессивное, деструктивное поведение. Ø Протестные реакции. Ø Демонстрация безразличия, отчужденности от дружеской компании. Ø Головные боли, трудности концентрации внимания. Ø Затруднения в учебной деятельности. |
Таким образом, мы можем выделить характеристики, которые могут проявляться по отдельности или одновременно и требуют повышенного внимания со стороны взрослых: эмоциональная нестабильность, апатия, возникновение психосоматических симптомов, нарушение привычной деятельности, появление страхов.
В том случае, если на протяжении некоторого времени (от 5 дней и более) вы видите устойчивое и не проходящее появление этих и/или перечисленных в таблице выше проявлений, либо поведение и эмоциональное состояние ребенка вызывает опасение – это повод обратиться за консультацией к психологу.
Что ожидать от специалиста? Что такое психологическая консультация?
Психологическая консультация — это процесс, организуемый специалистом с целью снизить эмоциональное напряжение и способствовать решению озвученной вами или вашими детьми проблемы.
Если вы хотите обратиться за помощью для своего ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста будьте готовы к тому, что на первичной консультации, важным моментом является участие родителей. Также психолог может предложить вам разделить как личную, так и дистанционную консультацию на блоки, в процессе которых он сможет пообщаться одновременно со всеми, а также с Вами и с ребёнком наедине.
Подростки часто могут предпочитать беседы со специалистом наедине, хотя в зависимости от ситуации присутствие родителей на консультации или её части бывает важным и необходимым. В случае общения наедине психолог с подростком должны совместно решить, что из обсуждаемой ими информации будет транслировано родителям, как и кто будет рассказывать об этом родителю.
Что будет происходить на консультации?
В рамках возрастно-психологической модели консультирования можно выделить следующие этапы:
1. На первом этапе специалист беседует с родителем. В процессе консультации обсуждаются ситуации вызывающие беспокойство и родители при помощи специалиста формуируют запрос для дальнейшей работы с ребёнком. Психолог уточняет информацию, которая поможет ему в последствии выявить причины возникших трудностей. Родителям могут быть заданы вопросы, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с ситуацией в семье и других микроколлективах, в которые включен ребёнок.
2. Следующий этап проводится непосредственно с участием ребёнка и носит диагностический характер. Психолог, используя специализированные методики, соответствующие возрасту ребёнка, оценивает его психологическое состояние в целом и исследует сферу, которая обозначена родителями как проблемная. В некоторых случаях необходимо проведение нескольких диагностических встреч.
3. Далее специалист знакомит родителей с результатами диагностики, на основе которых, предлагает комплекс мероприятий по развитию личностных качеств и/или коррекции поведения ребёнка. Родитель принимает решение о необходимости дальнейшей работы с психологом, и только после этого специалист может приступить к реализации комплекса утверждённых родителем мероприятий.
4. В рамках консультаций психолог может предложить ребёнку и присутствующим родственникам совместные упражнения или задания. Ребёнку также могут быть предложены для выполнения специализированные методики (например, рисование, лепка, игра и пр.).
Специалист, также, может предложить вам «домашние задания», которые будут способствовать закреплению, полученного на консультации результата или получению вами и вашим ребёнком нового опыта общения (например, совместные игры по определенным сценариям, выполнение совместно заданий и пр.).
Для достижения желаемого результата детский психолог и родители должны работать вместе, очень важно, чтобы взрослые, окружающие ребенка, выполняли рекомендации специалиста.
В актуальной ситуации наиболее доступными являются различные виды дистанционной психологической помощи (консультации):
- по телефону;
- по переписке (через интернет сайты психологической помощи);
- онлайн с использованием видео связи (Skype, WhatsApp, Viber и др.)
Каждый из этих видов получения психологической помощи имеет свои особенности, преимущества и ограничения. Для всех способов дистанционной психологической консультации важными характеристиками являются – безопасность, доступность, возможность в любой момент завершить взаимодействие. Общение с психологом дистанционно дает возможность снизить эмоциональное напряжение, волнение, нежели при личном взаимодействии в живом общении. Однако, важно учитывать, что в зависимости от возраста ребенка, при консультации по телефону или по переписке через интернет сайты – помощь ребенку будет оказываться опосредованно, через родителя, если ребенок не может взаимодействовать (говорить, переписываться) с психологом напрямую.
Психологическая помощь по телефону и в форме переписки
За психологической помощью в этих форматах может обратиться родитель. Специалист окажет эмоциональную поддержку и обсудит с Вами возможные пути решения проблемного вопроса или способы обращения за дальнейшей помощью.
Психологическая консультация онлайн с использованием видео связи
Можно сказать, что такой вид психологической помощи очень похож на то, что происходит в кабинете психолога при личной встрече и именно в таком формате возможна дистанционная работа психолога с ребенком. Во время видео консультации есть контакт глаз, живой диалог, непосредственное общение «здесь и сейчас». Только это живое общение происходит в комфортной для каждого участника диалога обстановке. Такой вид помощи привлекателен тем, что он сродни очному приему, но в отличие от него, вы можете находиться в комфортном для себя пространстве (например, дома), специалист, который с вами ведет работу, может территориально проживать в другом городе, регионе, стране. Также важно, что специалист сможет увидеть ребенка в его естественной, повседневной обстановке. Сейчас существует большое количество приложений, позволяющих осуществлять видео консультации в дистанционном формате.
Как найти и выбрать хорошего специалиста? На что важно обращать внимание при поиске психолога?
• Высшее психологическое образование. Наличие диплома о высшем образовании государственного образца. Плюсом будут свидетельства о дополнительном профессиональном образовании в области возрастной психологии. Важно помнить, сертификата о прохождении тренинга, онлайн курса по психологии недостаточно для оказания квалифицированной помощи.
• Специализация. Как и в любой профессии, у психологов есть специализация. Кто-то работает с детьми, кто-то с подростками, кто-то со взрослыми. По темам: кризисные ситуации, зависимости, семейные отношения, страхи и фобии, детское развитие, психосоматика… и т.д. Если кто-то заявляет себя экспертом во всем, каков уровень компетенции конкретно в том, что нужно вам?
• Опыт работы. Важно понимать, какой профессиональный путь у специалиста. Работал ли он по специальности? Чем непосредственно занимался? Какие задачи решал? Что делает на данный момент? Консультировал ли ранее детей, семьи или родителей? Не нужно стесняться задавать эти вопросы самому специалисту. Целесообразно искать специалиста, имеющего опыт работы в области, соответствующей вашему запросу. Например, если вы обращаетесь к специалисту за помощью в связи со сложностями в учебе ребенка или взаимодействии со сверстниками, расспросите специалиста, имеет ли он опыт помощи в подобных ситуациях.
Выпускники ВУЗов, начинающие специалисты могут не иметь длинного послужного списка, но, к примеру, могли проходить специализированную практику, получить опыт в процессе написания диплома.
• Достижения. Можно также обратить внимание, есть ли у специалиста какие-либо награды, является ли он автором научных публикаций; имеет ли дипломы об участии в профессиональных событиях, членство в отечественных или зарубежных ассоциациях психологов. Все это может говорить об опыте специалиста, уровне его профессиональной активности, принадлежности к профессиональному сообществу.
• Ваши собственные ощущения от взаимодействия с психологом. Внутреннее понимание "мое", "не мое", чувство доверия, безопасности, принятия и поддержки. Вам и вашему ребенку должно быть комфортно взаимодействовать с этим человеком. В процессе или спустя какое-то время после общения с психологом, даже если сама консультация была эмоционально сложной, должно становиться легче, лучше, ситуация, с которой вы обратились, должна начать меняться. Доверьтесь вашим собственным ощущениям. Это важно.
Дополнительно в поиске и выборе психолога на помощь могут прийти социальные сети, многие специалисты ведут профессиональные аккаунты. Это возможность посмотреть на специалиста, ознакомиться с информацией о его образовании, увидеть, как специалист выглядит, узнать его профессиональную точку зрения на разные вопросы.
К чему следует отнестись с осторожностью?
• Обещание конкретного эффекта или гарантии результата. В психотерапии результат зависит и от специалиста, и от клиента. Для перемен к лучшему именно сам человек проделывает работу со своей личностью: своими усилиями, действиями, готовностью меняться. Психолог - штурман, навигатор на этом пути. На то, сколько времени займет процесс также влияет жизненная ситуация, наличие психологических ресурсов, индивидуальные особенности. Например, фразы - "За одну консультацию вы преодолеете тревогу", «Через месяц ребенок точно начнет учиться лучше» и пр. должны насторожить, такие обещания лукавство и маркетинговый ход.
• Эзотерика. Специалисты могут использовать в работе духовные практики, упражнения, техники саморегуляции и дыхания, например, из йоги. Данные методы в дополнение к психотерапевтическому процессу могут использоваться для решения некоторых задач (освоение навыков расслабления, сосредоточения на внутренних переживаниях и пр.). Но! Психологи никогда не используют в работе магические методы, гадания, обряды, астрологию, работу с энергетическими каналами... Это совершенно другие области, не имеющие отношения к психологической науке и оказанию квалифицированной психологической помощи.
Можно ли получить бесплатно психологическую помощь.
На данный момент существует множество способов получить бесплатную психологическую помощь от квалификационных специалистов. Если необходима помощь и нет денег на обращение к психологу в частном порядке, это не значит, что вы вынуждены оставаться наедине со своими переживаниями. Существует большое количество телефонов доверия по самым разным тематикам (для детей и родителей, для жертв домашнего насилия, для получения экстренной психологической помощи, для онкобольных и их родственников и т.д.). А также многие государственные учреждения, занимающиеся оказанием психологической помощи населению, сейчас оказывают помощь дистанционно. Проведите поиск: какие организации есть в вашем регионе, городе, куда можно позвонить, написать. Специалисты в государственных организациях в обязательном порядке имеют высшее психологическое образование, опыт работы в своей сфере и проходят, как правило, достаточно строгий профессиональный отбор.
Детский телефон доверия 8-800-2000-122 - оказание психологической помощи детям, подросткам и их родителям в трудных жизненных ситуациях. Звонок бесплатный и анонимный.
Московская служба психологической помощи населению 499 173-09-09 можно записаться на бесплатную скайп консультацию к специалистам
Важно помнить, что наиболее значимым для сохранения гармоничного состояния ребёнка, даже в самых непривычных и новых условиях, является взаимодействие с близкими взрослыми. Чем младше ребёнок, тем сильнее на его эмоциональное состояние и поведение влияет то как чувствуют себя рядом находящиеся взрослые: если вы встревожены – ребенок тоже будет тревожиться. Поэтому очень важно, чтобы собственное эмоциональное и психологическое состояние были стабильны.
Если вы чувствуете, что не можете справиться с ситуацией – не запускайте проблему, обратитесь за помощью к специалисту.