В рамках Международного салона «Комплексная безопасность», который проходит 12–16 мая, состоялся круглый стол, посвященный воспитанию культуры безопасности у детей и популяризации жизненно необходимых знаний. Эксперты объяснили, какую роль в этом воспитании играют взрослые, как повысить интерес школьников к предмету ОБЖ и какие новые темы, отражающие вызовы XXI века, войдут в школьный курс.
В дискуссии приняли участие директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Шойгу, начальник управления реализации госполитики в сфере образования Департамента образования и науки г.Москвы Николай Антонов, вице-президент ГК «Просвещение» Павел Зенькович, главный внештатный специалист Минздрава России по первой помощи Леонид Дежурный, старший инспектор по особым поручениям отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России Ольга Позднякова, замдекана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Ольга Тихомандрицкая, руководитель подразделения специальных проектов АО «Крибрум» Артем Курицын, заслуженный спасатель РФ, член Высшего совета «Россоюзспас» Александр Гофштейн, представители Министерства образования Московской области, авторы учебников и педагоги.
ОБЖ является самым молодым предметом в школьной программе, он появился лишь 30 лет назад. Однако, заявили участники, именно эта дисциплина сейчас требует особого внимания, ее необходимо обновлять – как с точки зрения содержания, так и методов преподавания.
Юлия Шойгу, директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России, подчеркнула, что разработка новой концепции преподавания ОБЖ была связана с тем, что у детей, как правило, отсутствует мотивация к изучению этого предмета – в курсе много теории и недостаточно практики, ученикам не всегда понятно, как они могут применять эти знания. При этом нужно освещать как можно больше вопросов, отражающих современные реалии.
«Это новый подход к тематическим линиям – он идет с позиции ребенка, мест и ситуаций, в которых он находится: не только в быту или на природе, но и в информационной и цифровой среде, в социуме. Изучение каждой темы мы начинаем с того, что нужно сделать, чтобы не попасть в опасную ситуацию. А уже потом мы говорим, что нужно делать, если в ней оказались. Важно показывать, что делать и зачем, вовлекать ребят в обсуждение и практические задания», – рассказала Юлия Шойгу.
Одним из примеров практической реализации такой концепции стало создание новых учебников ОБЖ для 8-9 классов, выпущенных издательством «Просвещение». К разработке этих учебников были привлечены ведущие эксперты от каждой сферы, которую охватывают разделы учебника, а упор сделан на практике.
Николай Антонов, начальник управления реализации госполитики в сфере образования Департамента образования и науки г.Москвы, объяснил, что самое главное в преподавании – воспитание культуры безопасности:
«Важно, чтобы приобретение знаний стало осмысленным. Ребенку необходимо понимать, что он учится не ради хорошей оценки, а чтобы научиться уверенно применять знания в жизни. Нам нужно не отставать от опасностей, которые могут нас окружать сегодня, и активно обновлять учебный контент».
Спикер также добавил, что большую роль играет дополнительное образование – конкурсы, кружки, клуб спасателей, олимпиады. «Каждому ребенку хочется видеть свои достижения и делится ими, и это нужно поощрять», – отметил эксперт.
Вице-президент Группы компаний «Просвещение» Павел Зенькович представил итоги апробации нового курса преподавания ОБЖ, которая прошла в 25 российских регионах и 115 Центров образования «Точка роста»:
«Мы видим уже сейчас, как меняется отношение к этому предмету. В ходе апробации учителя оценили лаконичное и наглядное изложение материала, акцент сделан на практике, нет лишней теоретизированности. Особенно ценно, что ученики с интересом читают учебник до урока, не хотят пропускать занятия и пересказывают родителям то, что узнали».
Особое внимание эксперты уделили теме психологического здоровья, защите от буллинга и методам разрешения конфликтов. Эти вопросы также вошли в новый учебный курс по ОБЖ. По словам замдекана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Ольги Тихомандрицкой, буллинг опасен не только для тех, на кого он направлен, но и тех, кто его осуществляет:
«Ребятам следует знать, в каких ситуациях общение может быть небезопасным, угрожать психологическому и физическому здоровью. Что такое травля и конфликты, как их избегать или разрешать, как противостоять манипуляциям, конструктивно общаться и управлять эмоциями. Можно вместе с учениками придумать и обсудить ситуации из жизни, понаблюдать за поведением. Например, иногда на ситуацию следует посмотреть глазами оппонента, сравнить свое и его восприятие действительности».
При этом необходимо рассказывать о борьбе с манипуляцией не только в социуме, но и цифровом пространстве. Как сотрудничать с цифровой средой, не оказаться жертвой мошенников в сети, что нужно знать о распространении информации – этому также посвящен отдельный модуль в учебном курсе, сообщил руководитель подразделения специальных проектов АО «Крибрум» Артем Курицын.
Изменились в учебном курсе и методы обучения оказания первой помощи. По словам главного внештатного специалиста Минздрава России по первой помощи Леонида Дежурного, главная задача заключается в том, чтобы дать детям возможность попрактиковаться:
«Первая помощь – это в первую очередь практика. А ОБЖ – один из самых практикоориентированных предметов. У людей есть много стереотипов, беспокойства и незнание простых действий. Поэтому важно, чтобы оказание первой помощи трактовалось одинаково на разных дисциплинах, в том числе физкультуре и биологии. Ее можно преподавать в игровом формате, для этого не нужны парты».
По итогам мероприятия были представлены результаты опроса, проведенного среди участников перед дискуссией. Выяснилось, что по мнению большинства респондентов, учебники по ОБЖ содержат много теории. В ТОП-5 актуальных рисков, о которых необходимо говорить, оказались бытовые ситуации (их выбрало 76% участников опроса), терроризм и экстремизм (72%), дорожно-транспортные происшествия (69%), опасные программы, сообщества и контент в интернете (63%) и природные явления (49%).
Лучше всего повысить мотивацию учеников поможет, по мнению многих, техническое обеспечение предмета ОБЖ (34%) и больше практики (30%). При этом самой частой трудностью в работе учителя может стать недостаток качественной методической базы (33%) и уровень подготовки (21%).
Эксперты согласились, что для воспитания культуры безопасности и популяризации знаний в первую очередь требуются мотивация и осознанное изучение. Именно от них зависит, насколько хорошо дети освоят учебный материал и смогут применять знания в жизни. При этом необходимо, чтобы практические занятия стали неотъемлемой частью учебной программы.