Вопросы

Автор: Гузаль
24.11.2024 10:00
Помощь ребёнку.

Ребёнку 8 лет не слушается,

Не хочет учиться, говорит что хочет с собой покончить.

Злость, агрессия, раздражение.

Что делать и как помочь ребёнку?

Отвечает: Консультант службы
26.11.2024 14:58
Другая тема

Здравствуйте, Гузаль!

Я вижу, вы обеспокоены тем, что ребенок проявляет непослушание и не хочет учиться. Особую тревогу у вас вызывает то, что ребенок начал говорить о своем желании умереть в ситуации выполнения школьных заданий.

Что можно предположить исходя из вашего краткого описания ситуации?

Первый момент. Наличие кризиса 7-8 лет.

Дети на этом этапе развития стремятся к проявлению самостоятельности, своего понимания «взрослости»: им хочется выразить свою индивидуальность, они могут переставать слушаться родителей, меняют манеру поведения и бурно проявляют эмоции. Заметить кризис можно по резким перепадам настроения – он то уверенный, то неуверенный в своих силах. Учеба может вызывать протестные настроения. Также рекомендую обратить внимание, давно ли началась данная ситуация? Если он недавно стал проявлять нежелание учиться, с чем это может быть связано? Задают ли им много домашнего задания, есть ли в школе какая-то конфликтная ситуация со сверстниками или учителями, понимает ли он материал? Первые классы школы могут даваться тяжелее, когда идет перестройка и адаптация к процессу обучения.

И тогда следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;

2. критиковать не личность, а действия;

3. аргументировать отказы и замечания;

4. учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;

5. разбирать эмоциональные составляющие ситуаций; (обозначать эмоции ребенка «Я понимаю, ты сейчас злишься». Это позволит ему научиться обращать внимание на свои эмоции, различать их, а также понимать, вследствие чего возникла та или иная эмоция);

6. обговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;

7. составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;

8. поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Второй момент, который я хочу обозначить, что часто поведение ребенка в негативном русле - это отражение того, что происходит в семье. Это может быть привычная стратегия поведения какого-то значимого члена семьи, и ребенок копирует ее, или ребенок только таким образом может получить внимание родителей. Или он что-то хочет сказать, но его не слышат. Когда ребенок не слушается, у родителя это может вызывать самые разные негативные эмоции, поскольку рабочие задачи, домашнее хозяйство также отнимают у вас силы и ресурсы. Но ребенок пока не понимает, зачем необходимо учиться или делать ту или иную задачу. В отличие от взрослого, который видит причинно-следственные связи, например, если я сделаю эти задачи хорошо – я получу премию, мышление и видение ребенка устроено по-другому. Наверное, в детстве вы тоже не всегда могли понимать своих родителей.

Если ребенок своим поведением может отражать то, что проявляют или то, что исключают взрослые, то есть выступает в роли зеркала, тогда взрослым необходимо начинать с себя. Очень часто состояние ребенка отражает системную динамику семьи.

Если ребенок пытается получить внимание любым способом, что-то сказать, донести своим родителям, тогда что родители могут сделать для себя, чтобы давать качественное внимание ребенку, то, которое нужно ему, а не то, каким считают родители, оно должно быть.

Если проблемы с установлением личных границ, тогда родителям необходимо объяснять и на личном примере показывать, как можно обращаться и как нельзя, и соблюдать уважительное отношение и по отношению к ребенку. Чтобы правила работали в двухстороннем порядке.

В этом возрасте ребенок может болезненно воспринимать критику и наказания в свой адрес, сильные эмоции и переживания «захлестывают» в силу возрастных особенностей и это может, в том числе, выражаться в заявлениях о нежелании жить, как форме протеста.

Гузаль, в случае необходимости вы можете открыть личный кабинет у нас на сайте, который позволит вам вести беседу со специалистом необходимое вам время, а также я порекомендовала бы обратиться для очной помощи к детскому психологу. Он сможет провести психодиагностику состояния ребенка, более точно определить необходимую стратегию ваших действий и отслеживать возникающие изменения.

Берегите себя!

С уважением, Полина