Вопросы

Автор: Дмитрий
10.09.2024 11:01
Сильная фобия у сына

Здравствуйте. Моему сыну 11 лет. Год назад во время уроков сработала пожарная тревога. Как выяснилось учебная. Все классы были в курсе, кроме класса моего сына. После этого у него появился страх несчастного случая во время учебы. Он перестал ходить на уроки. Либо сбегал со школы, либо прятался под лестницей в школе. Мы обратились за помощью в психоневрологический диспансер. Но там ему не помогли. Единственное что они смогли сделать, это отправить его на домашнее обучение. Таблетки выписанные специалистом не помогали. За лето он вроде успокоился. Но вот начался учебный год. И все вернулось в троекратном размере. Я попытался поговорить с ним. И вроде даже удачно. Он стал ходить на уроки. Но потом случилось неожиданное. Вахтер перепутал кнопки и нажал кнопку тревоги. Страх вернулся. Он опять прогуливает или прячется. На контакт не идёт. Как можно помочь ему? Может есть ли какой-то специалист в вашем ведомстве который работает по данной теме с детьми?

Отвечает: Консультант службы
11.09.2024 01:46
Проблемы у другого человека

Здравствуйте, Дмитрий!

Если я правильно поняла Вас, сын пережил сильный страх во время пожарной тревоги в прошлом году, и после этого он стал всеми способами избегать повторения ситуации: уходил из школы, а если это не удавалось, прятался под лестницей. Вы обратились за помощью к психиатру и Вам порекомендовали перевести ребенка на домашнее обучение. Но когда он вернулся в школу, его страх оказался еще более выраженным. Вы попробовали помочь сыну разговором, и у Вас получилось придать ему уверенности для того, чтобы он начал посещать уроки. Однако случайная ошибка вахтёра привела к критическому ухудшению ситуации, сейчас ребенок опять переживает сильный страх, отказывается находиться в классе и не идёт на контакт. Вы переживаете за ребенка, хотите помочь ему, стараетесь найти различные способы помощи для него.

Дмитрий, сильный испуг, который испытал Ваш сын в прошлом году, вызвал у него острое чувство потери безопасности, и следом за этим совершенно естественно возникло желание сделать так, чтобы эта ситуация больше никогда не повторялась. Но эмоция страха устроена таким образом, что в случае постоянного избегания пугающей ситуации, страх не исчезает и не становится слабее, а наоборот, усиливается. В этом смысле, совет перейти на домашнее обучение, хоть и помог ребенку пройти школьную программу, но, к сожалению, также привёл к закреплению страха. На Востоке говорят: «Страх, которому ты смотришь в глаза, превращается в твою смелость. Страх, от которого ты пытаешься убежать, превращается в панику».

Дмитрий, для того чтобы помочь ребенку справиться со страхом во время пожарной тревоги, потребуется изменить стратегию оказания помощи. Необходимо понимать: для того чтобы страх не закреплялся еще сильнее и не превратился в паническое расстройство, важно постараться прекратить избегание пугающих ситуаций. Вместо этого – постараться исследовать эту ситуацию, изучить ее. Возможно, идеальными условиями для этого были бы экскурсии вместе с ребенком на пожарную станцию 1 раз в неделю, общение с пожарными, изучение системы и способов пожаротушения, способов сигнализации и оповещения. Во многих городах есть школы юных пожарных, в которые можно записать ребенка, по итогу обучения дети проходят официальное посвящение в пожарные, получают сертификат. При этом важно чтобы в первое время, пока ребенок не почувствует себя в безопасности, Вы были рядом с ним. Но как только Вы заметите, что он уже готов отойти чуть подальше, уже не испытывает потребности в Вашем постоянном присутствии, важно отпустить его, приучить к самостоятельному посещению этих встреч.

Вы можете также предложить ребенку каждый день в течение 2х недель записывать на бумаге или зачитывать на диктофон от начала и до конца все, что происходило с ним, когда он впервые сильно испугался и подумал, что произошел несчастный случай. Перечитывайте написанное или прослушивайте вместе с ним запись максимально спокойно, не критикуя его. Расспрашивайте его о подробностях, дайте ему достаточно времени чтобы он мог рассказать всё, что вспомнит. Спрашивайте его о тех действиях, которые он совершал чтобы защитить себя. Важно выполнять эту рекомендацию каждый день. Несмотря на то, что история одна и та же, каждый раз в памяти будут всплывать новые подробности. Основная цель - сделать рассказ о произошедшим настолько привычным, чтобы ребенок мог вспоминать об этом событии, не испытывая обезоруживающий страх.

Дмитрий, еще одной рекомендацией может быть посещение ребенком какого-либо вида единоборств, в котором есть чёткие правила, к примеру, восточных. С точки зрения психологии, преодолеть страх несчастных случаев помогает опыт участия в контактных видах спорта, а точнее - опыт проигрыша и возвращения к борьбе после него.

Дмитрий, в случае если Вы будете испытывать трудности в самостоятельном выполнении рекомендаций и примете решение обратиться к психологу, хотела бы посоветовать Вам направление психотерапии, которое зарекомендовало себя как одно из самых эффективных в борьбе со страхами и посттравматическими состояниями: краткосрочная стратегическая терапия. Однако в этом направлении основная работа будет проходить с Вами и через Вас. Рекомендую также обратиться к детскому психологу (не психиатру) для того чтобы специалист провёл подробную диагностику психологического состояния ребенка и на основе этого предложил план терапии или психологической коррекции. Вы также можете в любое время обратиться на нашу линию психологической помощи по телефону 8-495-989-50-50 и более подробно обсудить Вашу ситуацию со специалистом в режиме реального времени. Кроме того, можно предложить ребенку создать тему в личном кабинете на нашем сайте, чтобы он мог сам в формате переписки получить консультацию с психологом.

С уважением, Александра Аф.