Вопросы

Автор: Мария
02.08.2024 00:38
Трудности выбора будущего

У меня часто происходит такая ситуация, что я чего-то очень долго и амбициозно хочу, ставлю цели, чтобы достичь, двигаюсь к цели и вот когда она совсем близко, я как будто разворачиваюсь и ухожу. Такое бывает что с людьми, что с жизненными целями. Но с людьми, как будто понятно, что ну мне просто нужно было грубо говоря самоутвердиться, что вот все этого человека я «завоевала»(запрос сейчас не в этом). А с целями тяжело… я очень долгое время, лет 5-6 хотела в один вуз, на специальность к которой долго готовилась, и вот сейчас, буквально когда уже время подавать документы, вдруг кажется, а что если это не мое? Такие вопросы были и раньше, это не первый раз, но я всегда находила ответы, что это все-таки то, чего я хочу, а в этот раз какой-то страх. И такая ситуация происходит часто. Например, я раньше очень хотела попасть в группу на танцах, которую берут на выступления, конкурсы, а когда попала, я просто струсила и ушла с танцев вообще. Из-за чего такое может быть и самое главное, как с этим справиться?

Отвечает: Консультант службы
06.08.2024 17:57
Сложности в принятии важного решения

Мария, здравствуйте.

Часто повторяющийся паттерн поведения, который раньше Вы, похоже, просто отмечали как факт, сейчас по-настоящему обеспокоил. Возможно, потому, что ситуация воспринимается как более значимая по сравнению с предыдущими.

Мария, причин, по которым происходят подобные описанным Вами вещи, может быть несколько. И, как правило, корнями они уходят в детство.

Например, если в семье интересы и увлечения ребенка взрослые считали неважными, несерьезными, относились скептически и обесценивали его детские занятия и «лучше знали», что он должен делать вместо волнующей его игры. Вырастая, такой ребенок обнаруживает серьезный внутренний конфликт между «хочу» и «надо» и очевидный саботаж тех дел и занятий, которые считаются важными.

Или же родители в процессе общения с ребенком могли делать основной акцент на результате, обесценивая или игнорируя процесс. А, возможно, даже ставили свое внимание и любящее отношение к ребенку в зависимость от его достижений. Т.е. не проявляли сами и не формировали у ребенка интерес и удовольствие от действия, а концентрировались на продукте (не «а что ты чувствуешь, когда бежишь?», а – «второе место, ну неплохо»). Первым побочным эффектом такого отношения взрослых станут сложности для ребенка в определении собственных потребностей и интересов, вторым – сложности в погружении в процесс и получении удовольствия от этого, третьим – завышенная значимость результата и заметное возрастание тревоги при появлении задач, решение которых определяется как сверхзначимое. Чем сложнее достижение результата, тем больше неуверенности в человеке и тем больше тенденция избежать поражения. Чем глобальнее результат при условии внутреннего сомнения в его ценности для тебя, а не внешнего наблюдателя, тем страшнее взяться за его осуществление. Чем больше усилий и времени результат потребует, тем сложнее начинать, если нет навыка получать удовольствие от процесса.

Родительский перфекционизм (то, что делается, должно быть «наилучшим», «идеальным») также отразится на способности двигаться вперед и доводить до конца начатое: страх оказаться «неидеальным» подсказывает «сойти с дистанции» - ведь если ты не сделал чего-то, то и результата нет, а значит, нет и опасности для самооценки…

Или же родители старались не допускать негативных переживаний ребенка и лишили его необходимых возможностей потренировать свои умения справляться со сложностями, с неудачами и сопутствующими им эмоциями. Вырастая, такой ребенок может начать пасовать на длинных дистанциях, не будучи уверенным, что справится.

Мария, увы, быстрого пути справиться с подобными длительно существующими и повторяющимися явлениями не существует. Потребуется работа по анализу именно Вашего прошлого (механизм возникновения), по самоисследованию (установление контакта с собой, своими истинными потребностями и способностями), по планомерной перестройке ряда привычных алгоритмов взаимодействия с собой и окружающим миром (проживание опыта ошибок с сохранением позитивного отношения к себе; тренировка погружения в процесс выполнения деятельности и пр.).

 Самостоятельно разобраться в причинах и «перенастроить систему» очень сложно. Оптимально делать эту работу совместно со специалистом-психологом. Хотя бы первые и основные шаги.

Возможно, данное утверждение вызовет досаду и опечалит, ведь определяться с подачей документов нужно в ближайшее время.

В качестве поддержки хочу отметить, что в современном мире выбор жизненного пути не столь фатален, как век назад, например. Есть масса возможностей, а также огромное число примеров того, как непрямолинейно складывался профессиональный и личный путь у огромного числа успешных и довольных жизнью людей. Это возможно при условии, что действие не рассматривается в системе координат «успех-ошибка», а воспринимается скорее как движение по системе дорог, где возможны и повороты, и развороты, и полная смена направления.

Чем выше нам кажется цена «ошибки», тем сложнее нам совершить действие, тем выше тревога и больше вероятность, что наступит «перегрев» психики и она начнет «сливаться». Когда появляется понимание, что есть возможность изменить решение позднее, или «вплести» опыт от сделанного в какой-то момент выбора в общую канву жизни, тревога снижается. И, на удивление, за счет меньшей тревоги, сам выбор становится проще и очевидней.

Мария, рекомендую Вам рассмотреть возможность в дальнейшем поработать с психологом над обозначенной Вами проблемой. А сейчас желаю Вам успеха в актуальном самоопределении.

 С уважением, консультант службы.