Вопросы

Автор: Мария
20.02.2024 13:13
Диагноз для родственника

Здравствуйте! У меня есть вопрос к психотерапевтам. Какой диагноз вы бы поставили моему родственнику? Теоритически, конечно, я понимаю, что это не реальная консультация и нужно личное общение с человеком. И можно ли его ещё спасти?

Мой брат с детства был пугливым, но при этом был весёлым, талантливым и творческим. Психологи в детстве говорили: у него все пройдет с возрастом. Мама обращалась к ним по поводу того, что он был очень неуверен в себе. Вывод: психологи не распознали проблему.

В подростковом возрасте избегал любого общения, боялся осуждения людей. Могу добавить, что у отца точно есть проблемы с головой, а мама созависимая. Брат получил высшее образование (хотел бросить, но мама не дала). Раз брат смог это сделать, значит он все-таки может быть социальным?

После универа брат так и не вышел на работу. Началась паранойя, страхи. Бывали случаи, что брат почти набрасывался на меня с кулаками за критику его образа жизни. Кроме того, о своем брате я мало что могу сказать, ведь он никогда не открывал свои чувства. Все, что он делал - сидел один в своей комнате, ничего о себе не рассказывал, иногда отшучивался.

Сейчас брату за 30. Лишь три года назад мама съехала от него, он остался один, и говорит, что хочет снова жить с мамой (хотя до этого выгонял). Он так и не работает (буквально один раз устраивался на работу, но не надолго). Далее отговорки, что на собеседовании на него смотрели, как на дурака. Бесконечные уговоры мамы о работе, которые продолжаются до сих пор. Затем психосоматика: иногда думает, что умирает, вызывает скорую, все проходит.

При всем при этом, он точно не хочет умереть, поскольку он занимается дома спортом, никогда не пил и не курил. Мама прекрасно знает, что она ведет себя слишком мягко. Лишь один раз она лишила его еды. В итоге брат голодал дома один, пока не вызвал скорую, но на работу не устраивается.

К психотерапевту он идти не собирается, ведь врач будет смотреть на него, как на дурака. Затащить его туда НЕВОЗМОЖНО. Однажды он все-таки ходил, пил антидепрессанты, но видимо эффекта не было.

Моё мнение: брат больной человек, разумеется, но ему такая жизнь по-своему “нравится”. Когда я спрашиваю, почему он не идет работать, в ответ лишь “хочу, но не получается”. А когда я сказала: “Но ведь если бы ты хотел, то ты бы это сделал? Ведь если ты чего-то не делаешь, значит ты этого не особо хочешь.” Он ответил: “Да, наверно ты права”.

В разговорах с ним чувствуется, что он не совсем псих, но я вижу, что он совершенно искаженно воспринимает мир. Для него препятствием является то, что не является таковым для ребенка 5 лет, как будто он застрял в утробе мамы. Сама мама уже давно развелась, многое осознала, но продолжает страдать из-за брата.

Как бы вы посоветовали действовать моей маме? Я сама понимаю, что сделать ничего не могу, это их проблема, не моя. А еще: какая стратегия общения должна быть с таким человеком? Я считаю, нужно быть строже, а не со слезами умолять его что-то сделать…

Буду очень благодарна услышать мнения специалистов! Хочу, чтобы мама наконец стала жить нормально…

Отвечает: Консультант службы
27.02.2024 11:42
Психические расстройства

Мария, здравствуйте.

Из Вашего обращения чувствуется переживания за маму и брата.

Исходя из текста Вашего обращения, описанное состояние Вашего брата, возможно, определено комплексом причин: предположительно, наследственность, психологические, личностные особенности, специфика воспитания, также, возможно, наличие «вторичных выгод», манипуляций, определённых поведенческих проявлений и эмоциональных реакций. Мария, в рамках данного обращения Вы взаимодействуете с психологом, поэтому «постановка диагноза» в данном случае некорректна. Целесообразно обратиться к специалисту (психотерапевту, психиатру), возможно, к тому же специалисту, к которому брат уже обращался, в целях диагностики, консультации и при необходимости назначения/корректировки схемы лечения. Это может поспособствовать прояснению ситуации, более полно понять, какой/какие аспект/аспекты первостепенны, наиболее весомы.

Мария, Вы писали, про созависимость у мамы. Созависимость, как правило, включает в себя повышенное чувство виновности, сниженную самоценность, потребность быть полезным для других, контролировать других, трудности в обозначении личных границ. Поэтому пребывать в такого рода взаимодействиях, как и выйти из них, достаточно нелегко и требует определённого времени. Для того чтобы более продуктивно выстраивать общение и взаимодействие, важно осознать неконструктивный «сценарий», вторичные выгоды, которые, возможно, имеют место быть. Иногда очень важно широко взглянуть на ситуацию, на то, что человек активен в том, чтобы переосмыслить прошлый опыт и происходящее сейчас, обнаружить свою собственную ценность, научиться замечать, уважать свои потребности, проявить активность в направлении к выходу из этого «сценария». Это способствует формированию и усилению ощущения собственной внутренней опоры и уверенности.

Мария, говорили ли Вы с мамой открыто и доверительно про, как она «видит» ситуацию, хочет ли она сама менять что-то в сложившейся ситуации? Предлагаю Вам поговорить с ней про её чувства и состояние в этой ситуации, есть ли у неё самой потребность в поддержке и помощи, возможно, потребность в обращении за консультацией к психологу или психотерапевту?

С уважением, Анастасия.