Вопросы
здравствуйте, меня зовут никита, мне 15 лет, учусь в 9 классе. думаю многие люди поймут меня, ведь многие считают что первые государственные экзамены очень важный момент в жизни.
проблема в основном с родителями, меньше в учебе.
с первого класса я из за всех сил старался учиться, думал что это нужно, отдавал всего себя, но постепенно как ни странно это желание стало меньше. данная проблема слишком частая среди подросков в наши года, и большинство таких проблем связаны с гормональным взрослением подростка. но у меня слегка другой случай.
из за моего раннего стремления к учебе, мои родители стали возлагать на меня большие надежды, а позже, когда я остыл к учебе и вовсе заставлять меня учиться лучше всех.
возможно вы скажите что это нормально - стремление родителя к хорошим оценкам ребенка. я тоже так думал, и через нежелание хоть как то но угождал своим родителям. многие ровесники удивляются, когда я рассказываю, какие санкции на меня поставлены, говорят что то по типу: «капец у тебя родители злые!». лично я стараюсь смириться с этим, мне помогают мои лучшие друзья, с которыми я всегда счастлив. моим последним планом на будущее было просто хоть как то прожить до 18 летия, и чтобы после этого меня никто не видел и не слышал из родственников.
коротко об отношении моих родителей к гаджетам:
они думают что я зависим от своего телефона, и что из за него я иногда получаю тройки и двойки, хотя га деле учусь достаточно хорошо, за год троек никогда не было, все стараюсь понимать на сколько могу. мне интересно учиться, только не навязчиво и идеально, чего требуют мои родители. они забирают у меня телефон каждую ночь, и я не к тому что мне нужно в нем сидеть ночью, да и вообще все время проводить с ним. но я думаю что вряд ли кому то понравится, когда его вещь забирают на регулярной основе.
я не чувствую в доме ничего своего, не чувствую себя членом семьи, ничего не чувствую к своим родителям, я думаю что из родственников я люблю своих бабушку и дедушку, которые хоть и не идут против родителей (зотя они впринципе и не обязаны) но уже понимают личную неприязнь моих родителей ко мне.
как только я получу пятерку или достигну успеха в спорте, в доме сразу все хорошо, но когда что то идет не так, как хотят мои родители, все против меня. моей младшей сестре говорят ни за что не быть как я. ужесточают какие то правила и наказания в разы. когда я пытаюсь что то противопоставить, верх одерживает физическое превосходство отца, и концерты о том, что мать сойдет с ума из за меня, раньше я велся на это, но наблюдения показали, что это ложь и ей просто наплевать на меня.
я не вижу смысла вставать по утрам, мне абсолютно лень делать что либо. почти каждый раз когда ложусь спать надеюсь что не проснусь больше. я не знаю, что мне делать до 18 лет, так как мою судьбу уже расписали родители: ты пойдешь в 10 класс, поступишь в этот университет, мы тебе платим за репетиторов, а ты такая тварь не благодаришь нас за это отличными оценками.
я чувствую себя не на своем месте в этой жизни, у меня есть дорогие люди, которые мне помогают, но мать может просто закрыть меня дома без телефона и интернета, и я останусь один.
нет человека который мог бы меня направить и сказать что делать мне дальше.
Здравствуйте, Никита!
Вы пишете, что испытываете сложности во взаимоотношениях с родителями, очевидно, ощущаете недопонимание между вами. Родители часто обвиняют Вас и наказывают отбиранием телефона. Иногда нам хочется просто, чтобы нас приняли, не выставляли никаких требований и дали свободу делать то, что нам нравится. Никита, мне очень жаль, что Вам приходится проживать подобные состояния в одиночку. Несомненно, сложно находится в ситуации, когда не учитываются Ваши интересы и состояния. Вам хотелось бы изменить свою жизнь, чтобы Вам было комфортно и была возможность для достижения своих целей. Хочется поддержать Вас и напомнить, что в Ваших силах попробовать организовать вокруг себя благоприятную среду для достижения Вашего личного счастья, взять под личный контроль то, что зависит от Вас и Ваших решений.
Никита, прочитав ваше сообщение, я ощутила, что вы – человек, умеющий обращаться к себе и отслеживать свое состояние. Хочется сказать Вам, что на самом деле Вы сделали логичные и взрослые шаги. Вы четко сформировали дальнейшие Ваши действия, взвесили свои силы, грамотно подходите к своему будущему. Предлагаю вам посмотреть на вашу проблему со всех сторон. Истоки такого поведения родителей могут находиться в том, что родители в глубине души испытывают сильное беспокойство и тревогу в отношении вас. Возможно, им тоже непросто принять тот факт, что сын уже вырос.
Ситуация, возникшая у вас, действительно, непростая. Отношения детей и родителей основываются на любви, уважении и общих интересах. Однако, в жизни ситуация часто выглядит иначе: непонимание, взаимные претензии приводят к конфликтам, провоцируют скандалы. Ответственность за отношения в равной степени лежит на обеих сторонах, поэтому работать над улучшением должны и дети, и родители одновременно. Мириться, замалчивать проблему неправильно, конфликт лучше уладить на стадии зарождения.
Предлагаю вам рассмотреть вариант, что те неприятные слова ваших родителей, то, что они отбирают у вас телефон, возможно, они делают это на эмоциях. Иногда, в моменты накала эмоций, люди могут говорить и делать очень ранящие и болезненные вещи, о которых потом могут жалеют. Конечно, это не оправдывает их поведение, однако понимание этого может помочь вам простить их и отпустить эти слова. И сказанные на эмоциях неприятные слова не нужно воспринимать всерьез.
Естественно, что Вы нуждаетесь в помощи, поддержке и понимании Ваших родителей, как самых родных и важных Вам людей. Предлагаю Вам сообщить Вашим родителям о своих чувствах и переживаниях. Попробуйте поговорить с ними прямо, открыто, что вас беспокоит, что, по – вашему, вызывает трудности в ваших взаимоотношениях. Во избежание проблем и недопониманий, о которых Вы сообщаете, выражайте свою позицию спокойно: постарайтесь донести, что вам трудно, что вам неприятны их слова, что вас ранит, когда они отбирают Ваш телефон, что хотите теплых и доверительных отношений с родителями, что в любых вопросах можно найти компромисс. Используйте «Я-сообщения» (говорите от первого лица, избегая обвинений и осуждения), сообщайте о своих переживаниях, желаниях, давайте понять, что нацелены на решение возникшего вопроса. Важно помнить, что, тревожась о вас, родственники пытаются позаботиться так, как могут.
Структура Я-высказываний состоит из 4 составляющих:
1. «Когда…» Следует безоценочно описать ситуацию, которая вызвала напряжение;
2. «Я почувствовал…», «Мне стало…» Выбрать слова для передачи личного переживаемого чувства;
3. «В связи с тем, что…», «Потому что…» Прояснить причинно-следственную связь этого чувства по отношению к событию, действию;
4. «Я хочу…», «Я нуждаюсь…», «Мне необходимо…» Предложить способ удовлетворения своего желания.
Нужно строить высказывания таким образом, чтобы они были направлены на вас, а не на внешний мир или собеседника, подчеркивая вашу собственную зрелость и ответственность. Когда вы обвиняете и перекладываете ответственность на чужие плечи, то это приводит к непониманию и конфликтам.
В такие моменты жизни необходимо, чтобы рядом находился кто-то, кому можно доверять и у кого можно попросить совет. Не бойтесь просить о помощи тех, кому доверяете. Например, это могут быть ваши бабушка и дедушка, друзья, братья и сестры. Также вы всегда можете обратиться к школьному психологу за поддержкой. Вы не должны быть один в такой ситуации.
Опирайтесь на свои внутренние силы. Спрашивайте у себя, что Вам нравится, что не нравится, чего бы Вы хотели достичь. В выборе того, чем Вы хотели бы заняться, заглядывайте внутрь себя, интересуйтесь своим состоянием, изучайте свои реакции на разные события в Вашей жизни. Можете задавать себе вопросы: «Что я люблю, что мне нравится?», «Что не люблю?», «Что мне хотелось бы попробовать?», «Чего мне не хватает?», «В чем я сейчас нуждаюсь?». Можно начать с маленьких, но желанных потребностей, которые, возможно, долго не давали покоя, не удовлетворялись и которые Вы, возможно, привыкли не замечать.
Помните, что лучшее, что мы можем делать в любых взаимоотношениях – это говорить. Обсуждать имеющиеся разногласия, искать компромиссы, приходя в результате к пониманию того, кто рядом. Не всегда удаётся легко установить контакт, не все готовы слышать. Но это возможно при вашей конструктивной готовности.
Никита, ситуацию, в которую вы попали, действительно тяжело переживать в одиночку. В такой ситуации оказать вам психологическую помощь в рамках одного ответа в рубрике "Вопросы психологу" не представляется возможным. Более продуктивным может оказаться обращение в рубрике "Личный кабинет", где вы сможете вести переписку с психологом нашей службы. Сообщения в чате будете видеть только вы и психолог. Также вы можете обратиться к школьному психологу. Вы имеете полное право на поддержку, принятие и квалифицированную помощь. Никита, очень важно Вам обратить внимание на свою ценность и значимость. Вы уже сделали важный шаг к достижению Вашей цели, когда обратились за помощью.
Никита, желаю вам сил и терпения в преодолении ваших жизненных трудностей. В случае необходимости Вы в любое время можете позвонить на Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей.: 8 800 2000 122 или позвонить на круглосуточный Телефон психологической помощи +7 (495) 989-50-50.
С уважением, консультант службы.