Вопросы

Автор: Кристина
15.04.2011 18:59
Тема не указана

Добрый день! У меня такая проблема: Моему старшему сыну 3 года и 8 месяцев.... ребенок растет плаксивым....  А последнее время совсем что-то не понятное с ним творится! 25 января этого года родился мой второй сын......... старшему рассказывали еще до рождения ... что  в животике его братик... одним словом готовили... он в целом относится к нему очень хорошо... говорит, что любит, что будет защищать...  и ревности вроде не наблюдаем... но проблема в том, что он стал еще более плаксив... он плачет по-поводу и без повода... иной раз спрашиваю чего ты плачешь... -  а он вы меня поругали...  а как не ругать если он балуется... либо шнурки от обуви в рот сует... либо руки... либо просто хулиганит..... А бывает еще хуже.... ты чего плачешь...  а он еще больше истерить... я ему опять... мол ты мне ответить можешь почему ты плачешь опять...  а он не знаю..... А в последние несколько дней добавился еще и плач по ночам беспричинный... Получается, что ни скажи, что ни сделай... он в слезы! Мне кажется это совершенно не нормально, да и плюс ко всему он мальчик... да и в садике жаловаться начинают... что его уже даже девчонки бить начинают  и я понимаю, что с этим нужно что-то делать... только что? Может к какому специалисту обратиться....  к психологу... или уж лучше к психотерапевту..  или может какие препараты нужны... Одним словом подскажите пожалуйста.... как мне помочь своему ребенку!!!

Отвечает: Консультант службы
15.04.2011 18:59
Тема не указана
Здравствуйте, Кристина!

Вы жалуетесь на то, что Ваш ребенок плаксивый, и пишете, что Вам это кажется ненормальным. Из этого Вашего представления следует, что у Вас есть какой-то стандартный образ ребенка, с которым Вы сравниваете своего сына не в его пользу и как- будто обвиняете его и себя в том, что что-то идет не так, как должно. Даже обдумываете поход к специалисту и назначение медикаментов. Возможно, это не лишено смысла, поскольку лабильный тип нервной системы иногда нуждается в корректировке с подключением специалиста. Вы можете это сделать. Но, так или иначе, этого недостаточно. Никакие таблетки и методики работы с ребенком постороннего человека не заменят влияния семейной атмосферы и отношения мамы с папой. Как бы хорошо ни лечили сына доктора и психологи, если с Вашей стороны это не будет подкреплено соответствующими действиями, оно не приведет к большим изменениям в его поведении. Вам нужно научиться видеть в сыне не глину, которую можно вылепить по идеальному образу и подобию, а его неповторимую личность и учитывать ее особенности во взаимодействии с ним.

Вы столкнулись с тем, что Ваш старший ребенок, несмотря на все Ваши усилия по его подготовке к рождению младшего братика, ведет себя чересчур эмоционально. Возможно, Вы рассчитывали, что раз Вы рассказали ему обо всем заранее и тем самым подготовили почву для адаптации к "новой жизни", этого достаточно, чтобы он все понял и принял это как руководство к действию. А он, в силу своего возраста и личностных особенностей, не в состоянии так быстро перестроиться на новый лад. Вы считаете, что с ним творится что-то непонятное, а на самом деле то, что происходит со старшим при рождении в семье второго ребенка, очень объяснимо. Вы описываете сцены, в которых он прямо выражает, чего ему от Вас недостает. Он хочет быть в Ваших глазах хорошим, тем, кого по-прежнему любят, несмотря ни на что. Когда Вы ругаете его за баловство, возможно, Вы вкладываете в эти воспитательные моменты свой смысл, а он воспринимает Ваши реакции, как оценку его личности и потерю Вашего признания и любви.

Давайте посмотрим на Вашу ситуацию внимательно. Изначально Ваш сын обладает повышенной чувствительностью и тонкой эмоциональностью. По всей видимости, это врожденная особенность его психики, которую едва ли можно изменить. К ней можно только приспособиться и учитывать ее, стараясь укреплять его способность справляться с негативными переживаниями. И в этом решающую роль сыграет Ваш особый стиль отношения к нему, о котором я скажу ниже.

Необходимо учесть, что в 3-4летнем  возрасте происходит первый кризис в развитии малыша. Он учится проявлять свою самостоятельность, противостоять родительским нормам и правилам, отстаивая свое право на то, чтобы быть таким, какой он есть, и одновременно оставаться принятым и  любимым. Это очень непростой период в его жизни и в жизни его родителей. Вызывавший прежде сплошное умиление малыш превращается в шалуна и проказника, подчас вредного и озорного человечка, который может вести себя так, что со стороны начинает казаться, что он делает это назло. Он расширяет сферы освоения, пробует себя в обращении с разными предметами, что, естественно, сопровождается не вызывающими у Вас радости последствиями. Надо сказать, что любить ребенка года-полутора значительно проще, чем 3-4летнего, потому что он более ограничен в передвижении и активности.  Его еще можно посадить в коляску и покатить, куда хочешь, можно оставить в манеже и заняться своими делами. Он не разрушает настолько порядок в доме, не создает столько грязи и неудобств, как более старший.  Четырехлетний обладает достаточным потенциалом, чтобы на протяжении всего дня заниматься различными манипуляциями с предметами, и его деятельность, как правило, не всегда вписывается в рамки, ожидаемые родителями. Психологи выявили закономерности в развитии ребенка, которые подчиняются определенным периодам. Каждому периоду соответствует определенная четко фиксированная для него "ведущая" деятельность. Освоение ведущей деятельности своего возраста обеспечивает малышу развитие всех необходимых навыков и позволяет приступить к освоению ведущей деятельности следующего этапа.

Вот эта периодизация:
1) непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым;
2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства;
3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста;
4) учебная деятельность школьников;
5) интимно-личностное общение подростков;
6) профессионально-учебная деятельность, характерная для периода ранней юности.

Ведущая деятельность раннего возраста это манипуляция с предметами. Возможно, Вам это неизвестно и Вы усматриваете в том, что он пробует засунуть шнурки в рот, только озорство. Но, возможно, это не так. Скорее всего, так он изучает их по-своему.  И в Вашей установке на однообразное восприятие его действий как преднамеренного «хулиганства» Вы закрываете себя от сомнений в том, правильно ли Вы его понимаете, видите ли его по-настоящему. Именно на это, как мне кажется, он реагирует своими истериками и капризами. Ведь чувства малыша непосредственны и их реакция следует сразу за  воздействием.

Вас можно понять в Вашем беспокойстве. Вам очень непросто, ведь на вас сейчас легла удвоенная нагрузка. Вы и малышу должны уделить большое внимание, и старшего сына не можете оставить без присмотра. И в связи с этим хочется порекомендовать Вам нехитрый прием. Пока маленький ребенок еще так мал, Вы можете не стараться бежать на первый его писк, оставляя старшего в его слезах и нуждаемости во внимании. Предпочтите пока, на первых порах обеспечить поддержку и понимание ему. И когда он удостоверится в том, что Ваша любовь к нему не исчезла и не перешла к его братику, он успокоится и станет Вам хорошим помощником и опорой, а не тем, кто разрывает Вас на части. Терпеливо учите его правильным образу поведения, отмечая похвалой удачный и одобряемый вариант и не фиксируйтесь на критике. Выбирайте формулировки не с негативным, а с позитивным содержанием. Например: «Не делай так» останавливает деятельность, но не формирует нужного поведения, а предложение  «Лучше сейчас сделай вот так» помогает понять, как нужно поступить правильно и заслужить одобрение мамы.
И еще один момент. Лучше, если Ваше внимание к его чувствам будет заключаться не в предложении объяснить, отчего он плачет, а в простом материнском действии - обнять, приласкать и утешить. А уже потом разбираться, что произошло и что с этим можно сделать.

С уважением, INsight.