Сегодня, 29 сентября, в ТАСС состоялась презентация новой концепции преподавания предмета ОБЖ и учебного пособия для школьников 8-9 классов. Участие в конференции приняли директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Шойгу, главный внештатный специалист Минздрава России по первой помощи Леонид Дежурный, директор по внешним коммуникациям группы компаний «Просвещение» Кристина Колесникова, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Рикель и президент компании «Крибрум», эксперт в области кибербезопасности Игорь Ашманов.
Участники конференции обсудили новые подходы к содержанию и преподаванию школьного курса ОБЖ, повышение информационной, личной и психологической безопасности школьников, важность оказания первой помощи, кибербуллинг и необходимость цифровой гигиены.
Юлия Шойгу, которая курировала подготовку и редактирование нового учебного пособия поблагодарила коллег за успешное и плодотворное сотрудничество. «Конечно, итоговую оценку нам дадут учителя, родители, школьники. Но, по моим ощущениям, нам удалось создать совершенно уникальный продукт. Во-первых, изучив материал и те сферы, о которых нам предстояло написать, мы столкнулись с тем, что мы не нашли ни одного универсального эксперта, одинаково компетентного во всех аспектах безопасности жизнедеятельности. Поэтому каждый раздел учебного пособия представляли лучшие эксперты в своей области. В учебном пособии практически у каждого раздела есть свой автор или группа авторов. И вторая особенность пособия – это практико-ориентированность. Мы старались помещать в это пособие те рекомендации, которые могут быть практически реализованы и понятны. С другой стороны, мы сместили акцент с предельно опасных явлений в сторону бытовых ситуаций, с которыми может столкнуться каждый», - отметила Юлия Шойгу.
По словам спикеров, в новое учебное пособие по ОБЖ будут включены 10 модулей по таким аспектам, как правила безопасности на природе, в транспорте, в быту, соблюдение цифровой и кибербезопасности, а также рекомендации по борьбе со стрессом.
Александр Рикель в своем выступлении рассказал о переходе классического понимания безопасности жизнедеятельности к современному, более расширенному, подходу. «Есть психологические проблемы вечные, а есть новые, но так или иначе школьники должны найти на них ответы и решения. И в рамках этого учебного пособия мы попытались немного поговорить о манипуляциях, конфликтах, буллинге, потому что, если об этом не разговаривать, то эти ниши заполнят некорректные или даже опасные пути решения», - добавил он.
Игорь Ашманов дополнил тему о вреде и негативных факторах, влияющих на безопасность детей и подростков в Интернете. «Наши дети привыкли жить в контролируемой, безопасной, среде, и, когда они заходят в Интернет, им кажется, что это пространство контролируемое. Но это не так. В Интернете, помимо друзей, находится большое количество агрессивных сущностей, которые пытаются украсть либо деньги, либо мозги, либо контроль над устройством и т.д. Для противостояния этому, необходима цифровая гигиена, которой посвящен целый раздел в новом пособии. Там говорится о кибергигиене, опасном контенте и опасных персонах, отдельно сказано про деструктивные течениях и о том, как они вовлекают к себе молодежь, а также описаны общие принципы безопасного поведения в Интернете», - рассказал Игорь Ашманов.
В рамках обсуждения содержания учебного пособия отдельное место занял вопрос оказания первой помощи, которому также посвящен один из разделов. «Это первое учебное пособие, где правила оказания первой помощи соответствуют действующему российскому законодательству, что приводит к унификации подготовки к оказанию первой помощи. Один понятный и четкий алгоритм действий изучают как школьники, так и специалисты во всех других областях деятельности», - прокомментировал Леонид Дежурный, в ведение которого входила подготовка раздела о первой помощи.
«Безопасность – это объем пассивных знаний, которые при необходимости каждый сможет применить независимо от внешних факторов», - сказала в заключение Юлия Шойгу.
По словам Кристины Колесниковой, начало апробации нового учебного пособия по ОБЖ назначено на начало октября. Тестировать пособие будет ряд общеобразовательных школ 12 регионов России. Пособие будет доработано с учетом результатов тестирования. Предполагается, что после прохождения ряда процедур новое учебное пособие станет основным учебником образовательной программы.