Вопросы
Как понять,что мне делать?
у меня проблема,я учусь в 10 классе,мне 15 и я прекрасно понимаю,что через год мне нужно будет сдавать ЕГЭ. я не знаю,что мне сдавать,на кого мне идти. С мамой на такие темы я общаться не могу , есть подруга,но она совсем не похожа на меня. Я не знаю ,как мне быть
Здравствуйте, Аниса! Вы беспокоитесь не просто по поводу выбора предметов на ЕГЭ, а о своем профессиональном будущем, Вашем жизненном пути в целом, и не знаете, какой выбор сделать на начальном этапе. Возможно, Вам трудно понять, каким именно должен быть этот выбор, из чего в целом Вы хотели бы выбирать, что Вам ближе на данный момент и/или что больше всего пригодится в будущем.
Полагаю, что Вас пугает эта неизвестность. Соглашусь, что трудно делать выбор в юном возрасте, когда кажется, что от этого ключевого момента зависит вся последующая жизнь; когда Вы еще познаете и «ищете» себя, развиваетесь и меняетесь с каждым днем, когда меняются интересы и предпочтения. Поэтому хочется поддержать Вас в этом непростом выборе. Выбор профессии – не на всю жизнь; это будет лишь первый этап Вашего становления как профессионала и как личности. Помните: что бы Вы ни выбрали, это будет Ваше личное решение. Оно никак не может быть правильным или неправильным. Но определенно у каждого выбора будут определенные последствия, и в Ваших силах попробовать их спрогнозировать.
Подумайте, какого результата Вы хотели бы достичь, какой видите себя в ближайшем будущем, через 5 лет, через 15 лет. Не страшно, если этот прогноз не совпадет с реальностью; но так Вы хотя бы наметите для себя представление о том, что делать, куда и к чему хотели бы двигаться – это уже немного снимет ощущение неопределенности. Если в какой-то момент Вам будет казаться, что сделанный выбор Вас не удовлетворяет – никогда не поздно его изменить. Те этапы, которые Вы успеете пройти – тоже часть Вашего личного опыта, и смена выбора не перечеркнет этот опыт, а наоборот, дополнит его. Пробуя разное в нашей жизни, мы осваиваем самих себя, открываем для себя новые черты, а также знакомимся с миром с разных сторон. Не бойтесь пробовать себя в разной деятельности, изучать свои компетенции, предпочтения, развивать навыки. Развивайте и свою личность, формируйте отношение к миру и к самой себе, взаимодействуйте с миром всеми доступными Вам способами. Главное – начать хоть с чего-нибудь, взять на себя ответственность за свою жизнь и саму себя.
Если Вам трудно понять, чего бы Вам хотелось в настоящий момент, попробуйте проанализировать свои возможности на данном этапе. Структурировать свои представления об этих возможностях может помочь схема «хочу-могу-надо».
«Хочу» - это те интересы и предпочтения, которые Вы хотели бы реализовать, о которых мечтаете, в чем хотели бы видеть лично себя. Развивайте умение чувствовать себя и свои потребности, анализируйте, что приносит Вам удовольствие, а что, наоборот, вызывает внутреннее сопротивление. Конечно, существует необъятное многообразие профессий, о некоторых из них можно и не догадываться, но они могут оказаться той самой работой, о которой Вы мечтали. Открывайте для себя различные стороны жизни, интересуйтесь процессами, анализируйте то, как с ними соотносятся разные профессии, через какие процессы Вы могли бы реализовать самих себя в большей мере. Для расширения представления о многообразии профессий можете изучить реестр областей и видов профессиональной деятельности на сайте: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-oblastey-i-vidov-professionalnoy-deyatelnosti/
«Могу» - это сфера Ваших компетенций, тех навыков, которыми Вы уже владеете, а также склонности к развитию в определенных сферах. Выпускник может ориентироваться на предметы, в которых больше всего разбирается (гуманитарные, естественные или технические предметы – самая распространенная классификация). В течение всей жизни человек повышает свою компетентность в сферах, в которых занимается практической деятельностью, учится овладевать новыми навыками. Выпускник, еще не занимавшийся трудовой неучебной деятельностью, может предположить, получится ли у него выполнять деятельность на выбранной должности, если изучит профессиограмму. Профессиограмма – набор требований к работе, описание того, что придется делать сотруднику на данной должности, по выбранной профессии. Часто такие описания приводятся на сайтах с каталогами вузов. Попробуйте изучить несколько направлений, оцените свое отношение к ним и Вашу возможность и желание развиваться в данных областях.
«Надо» - это требования, накладываемые извне (например, обществом, окружением, работодателями, особенностями работы и профессии, возможностями среды и т.п.). Реализовывать некоторые планы, если имеются ограничения, бывает затруднительно (например, в некоторые сферы производится жесткий отбор, или желаемое невозможно реализовать в определенной среде ввиду некоторых причин). Но это также задает границы взаимодействия, очерчивает круг возможностей. Оцените, насколько Вы сможете реализовать свои планы в соответствии с возлагаемыми в связи с этим выбором требования (например, для того, чтобы устроиться на определенную работу, надо получить определенное образование в определенном городе). Или, может, требования среды подскажут Вам, чем можно заняться (например, в ближайшей доступности есть определенный вуз, в который Вы могли бы ходить на первом этапе).
Рассматривая эти сферы в совокупности, можно определять для себя те профессии, которые приглянутся Вам на данном этапе жизни больше всего. Напомню, что с расширением жизненного опыта расширится и Ваше представление о себе и своих возможностях, поэтому не бойтесь расширять свой опыт, пробовать новое, расширяя зону своих компетенций, или углубляться в заинтересовавшее направление, повышая профессионализм.
В выборе могут также помочь и другие, у кого Вы готовы спросить совета. И при этом (как Вы и сами замечаете) это будет их личный опыт, основанный на их личных предпочтениях или представлениях. Тем не менее, общаясь с разными людьми, обладающих разными интересами, различным опытом, разными способностями, различной широтой представлений о разных средах, можно обогащать и свое личное представление (в том числе и представление о самой себе). В беседе с другими людьми можете оценивать свое отношение к предмету беседы – думаете ли Вы о чем-то так же или немного иначе, нравится или не нравится вам обсуждаемое, хотели бы Вы сделать так же или абсолютно по-другому, имеются ли у Вас некоторые качества или другие, и т.п. Так, например, в беседе с подругой Вы можете замечать, в чем именно проявляются различия, в чем вы друг на друга не похожи, что подходит ей, а что – Вам. К сожалению, не могу судить о том, почему Вы не можете общаться на эту тему с Вашей мамой. Но могу предположить, что представители старшего поколения развивались как профессионалы в несколько других условиях, из-за чего их взгляды могут быть не применимы в некоторых современных реалиях. Или по этой же причине (в силу жесткости установок на восприятие мира) накладывают на своих детей определенные требования или критикуют их профессиональный выбор. Тем не менее, их опыт и представления о жизни могут быть ценными. Интересуясь тем, как складывались судьбы других людей, какие устремления есть у сверстников и как удается реализовать планы сверстникам постарше, можете принимать это к сведению, и прокладывать свой собственный, неповторимый, уникальный жизненный путь со своими пробами и достижениями.
Какой выбор Вы бы ни сделали, любой будет ценным. Выборов без сложностей, конечно, не бывает, но при готовности справляться с ними и имея представление о том, ради чего они преодолеваются, эти сложности возможно разрешать. Помочь справиться с трудностями могут близкие друзья, родственники (с которыми хотелось бы доверительно беседовать). Также при возникновении дополнительных вопросов касательно самоопределения, самореализации, представления о самих себе, о собственных желаниях и чувствах (и многих других вопросов) Вы может обратиться на телефон доверия для детей и подростков по номеру телефона 8 800 2000 122, обратиться за консультацией к психологу (в социальном центре, к частному специалисту или сотруднику в Вашей школе), а также создать тему в Личном кабинете на этом же сайте. Школьный специалист также может помочь с профориентацией, предложить диагностические тесты.
Желаю Вам успехов в самореализации, в поиске себя и своего счастья. С уважением, консультант службы.