Вопросы
Здравствуйте, я Кирилл, мне 13 лет. У меня совсем нет друзей и целей в жизни. Раньше, я думал, что у меня есть хорошие друзья, понимающие, добрые, но они таковыми не оказались. Даже сейчас, в школе, я считаю, что среди одноклассников у меня хоть кто-то, да найдётся, но это не так. Мне кажется просто не существует человека на земле, с которым у меня будут общие интересы и планы. Тем более, я вообще не имею свою цель в жизни, пока мои одноклассники уже давно её добиваются, я не могу её найти и вообще с кем-то обсудить. Родители говорят, что цель придёт (когда-нибудь),наверное да, но мне так хочется уже сейчас к чему-то стремится, что готов бошку свернуть. Я хоть и играю на гитаре, учу английский, читаю книги, во всех четвертях 5, но это не то, я не знаю что я хочу, я не знаю…
Просто прошу помочь мне найти цель в жизни и всё…
Здравствуйте, Кирилл! Вы пишете о том, что вы переживаете чувство одиночества, сложности, связанные с постановкой целей, и в конечном итоге ощущение бессмысленности жизни. Подобные переживания заставляют вас страдать и, естественно, вам бы хотелось, чтобы это прекратилось. Позвольте помочь вам разобраться в сложившейся ситуации, ведь, это действительно тяжело, проживать свои дни, без осознания смысла и хоть какой-либо цели.
Прежде всего, хотелось бы сказать вам, что те сложности, которые вы переживаете сейчас, являются вполне нормальными для вашего возраста. Ведь, сейчас вы находитесь в таком возрастном периоде, для которого характерны активное формирование собственной системы ценностей, развитие самосознания, возрастающая необходимость в профессиональном самоопределении. На данном возрастном этапе появляется острая потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл. Как раз сейчас вам необходимо обратить внимание на то, что важно для вас, что вызывает у вас интерес, в каком направлении вам хотелось бы совершенствоваться, чтобы далее определять вектор развития своей личности, ставя перед собой цели, соответствующие вашим интересам и способностям.
Поскольку на данном этапе вам сложно определиться с целями, попробуйте использовать во благо непроизвольное сравнение себя с другими сверстниками, которые, по вашему мнению, добились хоть какого-то успеха. Безусловно, сейчас это приносит вам страдания. Но попробуйте подойти к этому процессу сравнения с другой стороны. Не кажется ли вам, что такие сравнения могут послужить индикатором ваших желаний и так называемым проектором ваших целей. Для простоты понимания приведу пример. Предположим, что в вашем окружении есть успешные (в вашем понимании) сверстники, сравнивая себя с которым, вы осознаете, что хотели бы быть таким же успешным в тех областях, в которых преуспевают они. Теперь ответьте себе на следующие вопросы: Что это за области? Хотели бы вы тоже быть в них успешны? Если ответ будет положительным, значит вы на правильном пути. Подумайте над тем, какие бы ваши действия помогли бы вам достичь такого же успеха? Попробуйте записать эти шаги, которые будут вести вас к цели стать успешным в вашем понимании. Кирилл, я уверена, что с таким подходом и при уже имеющейся у вас потребности найти жизненные ориентиры для дальнейшего развития у вас получится поставить перед собой цели, получится найти вектор, в котором бы вы хотели развиваться.
Так же учитывая ваши сложности с постановкой целей, могу предположить, что вы испытываете трудности, связанные с профессиональным самоопределением. Ведь, именно сейчас возрастает необходимость в профессиональном самоопределении. Это вполне нормально для вашего возраста и, учитывая его, можно сказать, что у вас впереди есть ещё достаточно времени для самонаблюдения и самоопределения. Поэтому на данном этапе своей жизни постарайтесь быть внимательны к себе. Проанализируйте свои профессиональные предпочтения. Возьмите листочек и ручку, расчертите его на 3 колонки. В первой колонке проставьте цифры, начиная с единицы, которые будут означать степень интереса и важности для вас. Во второй колонке напротив цифр напишите столбиком школьные предметы, которые наиболее интересны для вас. В третьем столбике напротив каждого предмета напишите профессии или сферы деятельности, в которых знания по данному предмету необходимы, или, иначе говоря, специальности, для которых предмет из второго столбца является главным в перечне для поступления. Например, первая строка может выглядеть так: 1. математика –> экономист, бухгалтер. Таким образом, это может помочь вам определить свои интересы, связанные с будущей профессией и поставить множество целей, связанных с подготовкой к экзаменам, выбором учебного заведения, поступлением, и получением среднего профессионального образования или высшего образования. Так же, наверняка в школе у вас имеется психолог, к которому вы можете обратиться с целью профориентации (и не только), не забывайте про такую возможность.
Хочется положительно оценить ваше стремление и попытки заниматься спортом, ведь, умеренная физическая нагрузка может помочь справиться с негативными эмоциями, стрессом и в целом укрепить нервную систему. Но вы говорите, что занятия спортом не приносят вам удовольствия. Такое возможно, если вы подобрали тип нагрузки без соответствия со своими предпочтениями. Может быть, вам стоит подобрать вид спорта, который был бы вам более интересен и по вашим предположениям смог бы приносить вам положительные эмоции. Попробуйте подумать, какой бы ещё вид спорта вы хотели бы попробовать: игровой (индивидуальный или командный), боевой, циклический или силовой. Возможно, вам будет проще, если вы найдете на просторах интернета тесты, направленные на исследование того, какой вид спорта вам бы подошел исходя из ваших предпочтений. Рекомендую пройти один или несколько тестов из имеющегося множества, чтобы вы смогли найти тот вид спорта, который приносил бы вам удовольствие и укреплял бы ваше тело, впоследствии улучшал бы психологическое состояние. Также занятия спортом могут помочь найти единомышленников и друзей, что позволит вам менее остро переживать чувство одиночества, а то и вовсе избавиться от этого тягостного переживания.
Кирилл, помните, что именно сейчас идет процесс накопления и осмысления необходимого жизненного опыта для построения жизненной перспективы и постановки целей, поэтому не бойтесь переживаний, связанных с этим процессом. Хоть он и протекает не так быстро, как бы вам того хотелось, не так быстро, как у некоторых ваших сверстников, но он всё-таки идет, и вы вместе с тем не стоите на месте, вы задаетесь важными для себя вопросами, замечаете свои переживания и обращаетесь за квалифицированной помощью к психологу. Это всё важные шаги к пониманию себя, ведь, только понимая себя, осознавая свои интересы, желания и потребности вы будете в силах ставить перед собой цели, которые вы сможете достигнуть и будете их достигать с удовольствием по пути к ним. Постарайтесь не корить себя и дайте себе время для того, чтобы понаблюдать за собой и разобраться в своих интересах, которые в дальнейшем могут стать для вас прочной основой для постановки целей, и тогда у вас всё получится.
Кирилл, ваша заинтересованность в поиске способов разрешения сложившейся ситуации отображает вашу активную позицию. Поэтому я искренне верю в то, что у вас получится найти смысложизненные ориентиры, основываясь на которых вы сможете ставить перед собой цели и будете к ним стремиться! Желаю вам успехов в самопознании!
С уважением, Анфиса