Вопросы
Здравствуйте, меня зовут Саша , мне 17 лет и я учусь в 11 классе .
Всю жизнь я создавала видимость (как я это недавно выяснила ) прилежной ученицы , хорошей дочери , верной подруги. Как я сейчас понимаю , все мои достижения основываюся высоких , безумных амбициях для которых я не всегда готова прикладывать достаточно усилий для достижения желаемого результата( которого я же сама и хочу) . Поэтому в дело уже включается "хождение на встречу со стороны окружающих " и желание "закончить раз уж начала" и все это продолжается до тех пор, пока я как маленький капризный ребенок не получу желаемого(безусловно я прикладываю усилия , но не те что надо ( например очень переживаю и плачу вместо учебы )) . Таким образом я закончила музыкальную школу : я очень люблю петь и у меня это действительно хорошо получается , но вот например стараться и учить гаммы по фортепиано и сольфеджио мне не нравилось ( потому что там же надо прилагать усилия , это же не дано мне природой как ,например, голос ). В итоге при всем моем потенциале как певицы и творческого человека , я закончила музыкалку с тройками , что всех вполне устроило , но какой бы я была если бы была более усерднее и старательнее и трудолюбивее ) И вообще по такому сценарию произошли очень многие значимые события в моей жизни .
За это я очень благодарна своим родителям , котрые всегда готовы меня поддержать всегда и во всем , и конечно же судьбу которая очень благосклонно дарует мне очень очень счасливую жизнь !
Но рано или позно в жизни каждого даже очень счастливого человека наступает момент когда надо а) опредилиться с целью б) поднапрячься, чтоб ее достичь . Такой период наступил и у меня . 11 класс это серьезное испытание как для меня, так и для всей моей семьи . Я иду на золотую медаль ( и это полностью мой "проект" и я очень стремилась к этому , но все идеально знать невозмножно поэтому иногда все идет по описанному мною выше сценарию , хотя в этой ситуации я прям очень стараюсь сама справляться и сама решать проблемы и у меня жто довольно таки хорошо получается , покрайней мере на данный момент я имею все шансы ее получить ) . эта медать очень много у меня отнимает но и дает очень многое ( мне просто очень нравиться когда я молодец и когда у меня 5) и поэтому мне мотивации хватало .Но в последнее время я стала замечать и я сама по себе ничего не хочу и что все это мне не надо . И что ве слишком хорошо , чтобы как то что то делать и стремиться куда то . Моя мама , которая вложила в меня много очень переживает и мы с ней постоянно ссроимся на протяжении всего последнего года . Я не знаю как мне быть . Как захотеть готовиться к ЕГЭ если я не люблю напрягаться , а вариант с "капризным ребенком " здесь уже не прокатит.Я не знаю куда идти поступать . Как взять себя в руки и напрячься ? Я просто очень боюсь что я больно "упаду" и зная себя и свою лень уже не встану . Я знаю что во мне огромный потенциал , что я умная и способная и что родители много сделали , чтобы я такой стала и была . Я не хочу их подводить и я не хочу быть "на дне" общества . Я хочу бвть умной и успешной , а без труда сейчас это не возможно . Я главное умом все понимаю, а сделать и заставить себя никак не могу.
Помогите мне пожалуйста в этом разобраться . Очень жду Ваш ответ !
Здравствуйте, Александра. Вас беспокоит, как Вы достигаете свои цели. Вам неприятно ощущать, что при столкновении с трудностями, каким способом Вы достигаетезначимого результата. При этом Вы встревожены мыслью, что достичь желаемого можно с помощью труда и усердия. Вам становится очень неприятно, когда Вы размышляете о прошлых ситуациях, и что бы произошло тогда, если бы Вы приложили больше усилий. Вам становится тяжело от этих мыслей еще и потому, что скоро Вам сдавать экзамены. Вы чувствуете тревогу, т.к. Вы видите, что Вам не получиться их сдать легким для себя способом. Вас одолевает страх при мыслях о неудаче. Вам очень сложно, т.к. не понимаете, как действовать дальше, и нет сильного желания что-либо делать.
Александра, Вы столкнулись с непростой для себя ситуацией. Сейчас у Вас возникла необходимость по новому действовать. При этом на Вас очень сильно давит будущее. Читая Ваше письмо, чувствуется, что Вы в смятении от происходящего. Хочется, чтобы с Вами был кто-нибудь, кто мог бы поддержать Вас. Вы также пытаетесь достичь своей цели через познание себя. Это имеет большое значение, если пытаешься разобраться с ситуацией. Очень важно и ценно, что не смотря на сложность для себя ситуации и желание ничего не делать, Вы стараетесь помочь себе.
В письме Вы пишите, что Ваши достижения основываются на высоких амбициях, но при этом указываете, что идеального ничего не существует. Действительно, нет чего-то только хорошего. Есть лишь положительное, когда больше плюсов, чем минусов, и отрицательное, о чем Вы скорей всего знаете. В данном ключе предлагаю Вам подумать: «А стремление к идеальному – это отрицательное качество?» Как стоит относиться к такому стремлению, если оно помогает достигать положительных результатов? Что было бы с Вами, если бы у Вас не было бы больших амбиций, а довольствовались малым? Была бы у Вас возможность получить «золотую медаль»? Поняли ли бы, что у Вас есть потенциал в пении и музыке? Предлагаю Вам подумать над этими вопросами. Мне кажется, можно утверждать следующее: все то, что Вы делали в прошлом и делаете сейчас, привело Вас к текущему результату. К той, кем Вы являетесь.
Конечно, человека пугает неизвестность и неопределенность будущего. В такой ситуации хочется сделать все, чтобы избежать самого ужасного и плохого, которое приведет к неудачи. Но можно ли предположить, что будет в этом будущем? Можно ли сказать, что будет с Вами через год? А через пять лет? Предлагаю Вам все-таки подумать над следующим вопросом: «А нужно ли отвечать на это все подробно?» Наверняка будете Вы, Ваши близкие, Ваши знания и умения. Может будет полезным такой вопрос: «Буду ли я жалеть, если случиться неприятный результат?» Вы обратили внимание на важный аспект деятельности: «наступает момент когда надо а) определиться с целью б) поднапрячься, чтоб ее достичь». А можно ли поставить сюда «в) понять, что ты делаешь все для себя правильно»? Т.е. сконцентрироваться на достижении результата. Александра, предлагаю Вам еще ненадолго представить, что с Вами будет, если Вы случайно не сдадите экзамен. Что Вы потеряете? Что останется? А что приобретете? Как можно поступать в различных ситуациях? Может следует спланировать себе разные варианты, как поступить при разных результатах? Не подробно, а сделать небольшие ориентиры. И осуществляя этот план, проверять его на возможность реализации и смотреть его эффективность. Как Вы считаете? Вы можете делать это поэтапно, в соответствии со своими желаниями и интересами, потому что они важны и помогают достигать того, что для Вас является желанным.
Когда человек сталкивается с тем, чего боится, что ему неприятно или ожидает плохой результат, он начинает ощущать стресс. На первых стадиях это помогает ему двигаться, появляется энергия и мотивация. Но человек не может это делать бесконечно. Тогда человек начинает уставать, у него становится меньше сил что-то делать, пропадает желание заниматься решением ситуации. Это стадия стресса называется «истощением». Это стадия также может вызвать какие-либо заболевания у человека, потому что «истощается» и его организм. Поэтому при стрессе рекомендуется позволять себе отдыхать, набираться сил, переключаться. В этом плане важно помнить о своем питании, сне, а также режимах работы. Еще важно учитывать особенности своей нервной системы и организма. И в соответствии с этим регулировать свою работу. Например, флегматики и меланхолики могут делать долго одно и то же дело. Но они быстрее устают, если нужно делать несколько дел в быстром темпе. В свою очередь, холерикам легче переключаться, делать несколько дел по-разному. Сангвиники могут справляться со всеми видами деятельности. Также важно наполнить свой отдых большим смыслом. Например, можно вознаграждать себя им, делать его более приятным, если Вы считаете, что сделали много для себя полезного или прошли через сильные трудности. Например, не просто полежать на диване, а поставить ароматическую свечку, включить любимый фильм или кино, которое очень нравится и т.д.
Также вы можете пользоваться способами снижения своего эмоционального напряжения. Хороший способ снизить эмоциональное напряжение - это выразить эмоции в творческой форме: в виде рисунка, фигуры из пластилина, музыки, пения, стихов, рассказа. Попробуйте позволять себе проявлять все свои чувства, когда будете делать что-то творческое. При этом еще можно поделиться своими переживаниями с близкими людьми. Близкие люди и родственники могут помочь с проигрыванием эмоций и выслушать те слова, что накипели внутри. Такое взаимодействие и взаимовыручка является общепринятым в обществе и помогает пережить неприятную ситуацию. Подумайте над тем, кем могли быть эти люди. Вы можете поделиться с родителями мыслями о происходящем, своими чувствами. Может таким образом они будут меньше волноваться за Вас и смогут помочь Вам пережить происходящее. Ведь они возможно тоже видят или чувствуют, что у Вас сейчас трудности и очень сильно за Вас переживают?
Александра, рекомендую Вам также обратиться за очной консультацией к психологу. С помощью него можно подобрать оптимальные для себя режимы труда и отдыха, найти личный смысл в деятельности, определиться с другими вопросами более подробно для себя. Также в школе может быть кабинет психолога, где специалист может бесплатно Вам дать консультации. Помощь любого психолога будет полезна и тем, что Вы ему можете спокойно рассказать обо всем, что думаете: консультации у специалистов анонимны и конфиденциальны. Также Вы можете позвонить, т.к. Вам нет 18 лет, по телефону доверия (тел.:8-800-200-01-22), где можете поговорить с психологом по телефону и Вас могут направить на очную консультацию в дружественные центры в Вашем регионе. А также, в любой трудной для себя ситуации Вы можете позвонить на горячую линию нашей Службы.
Успехов в учебе и всего наилучшего, Анатолий.