Вопросы
Здравствуйте у меня с детство диагноз всд на фоне постоянного безпакойство о своем здаровье я часто думал что задыхаюсь или что у меня чтото с сердцем сейчас мне 23 года.2 годна назад я лежал в больнице у невролога мне прописали атаракс и сульпирид они мне погают справиться, с иевогой но в последнее 10 дней присутствуют навязчивые мысли по по поводу что я могу навредить свой девушке а точнее зарезать её но я этого не хочу просто страх что я потеряю самоконтроль и начну делать ужасные действия и сильные страх что это какое-то странное заболевания что у меня шизафрения мне очень страшно что я схожу с ума
Здравствуйте, Арефий!
Очень важно, что вы поделились тем, что Вас тревожит. Это требует смелости, особенно когда мысли так пугают.
Вы пишите о том, что у вас есть многолетняя история с ВСД (вегето-сосудистой дистонией), которая по сути является физическим проявлением хронической тревоги («постоянное беспокойство о здоровье»). Ваш мозг привык «ловить» сигналы тела (одышку, сердцебиение) и интерпретировать их как смертельную опасность. То, что вы описываете последние 10 дней — это классические проявления обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), а именно агрессивные навязчивые мысли (обсессии). Их ключевые признаки: Мысли возникают против вашей воли, они чужды и вызывают ужас, их содержание противоречит вашей личности и ценностям (вы любите девушку и не хотите ей вредить), мысли вызывают колоссальную тревогу и страх потерять контроль. Вы начинаете бояться не только самих мыслей, но и «сойти с ума» из-за них, что является еще одной «мыслью-катастрофой».
В важно понять. Сами по себе эти ужасные мысли НЕ означают, что вы хотите их осуществить. Наоборот, тревога и страх — это как раз доказательство того, что вы их отвергаете. Мозг, настроенный на тревогу, как заезженная пластинка, проигрывает самый страшный сценарий. Чем больше вы пугаетесь этой мысли и пытаетесь от нее избавиться, тем чаще она возвращается.
Ваш страх «схожу с ума» и «шизофрения» — очень распространен при ОКР. Но есть критическое различие. При шизофрении человек чаще НЕ осознает нездоровость своих мыслей, может верить в их истинность (например, что голоса приказывают ему что-то сделать), и они могут сопровождаться яркими галлюцинациями. При ОКР человек сохраняет критику к своему состоянию. Вы четко понимаете, что мысли — это продукт вашей болезни, они вам неприятны и чужды, вы боретесь с ними. Это сохраненное критическое мышление — хороший прогностический признак и аргумент против психотического расстройства.
Сейчас важно обратиться к врачу (психиатру или психотерапевту). Почему это срочно? Вы описываете острый период (10 дней сильных навязчивостей), который серьезно нарушает ваше качество жизни. Ваше текущее лечение (атаракс, сульпирид), возможно, нуждается в коррекции или дополнении. Что сказать врачу: Честно и прямо опишите все, как написали здесь: «У меня появились навязчивые, пугающие мысли о причинении вреда близкому человеку. Я их не хочу, но они приходят против моей воли. Я боюсь сойти с ума. У меня длительная история тревоги и ВСД». Для лечения именно таких проявлений ОКР существуют специальные препараты и психотерапия (когнитивно-поведенческая терапия, КПТ). Врач поможет подобрать терапию.
Арефий, вот некоторые принципы самопомощи до визита к врачу. Не боритесь с мыслями. Попытки силой выгнать мысль («Перестань думать об этом!») дают обратный эффект. Представьте, что вас просят 60 секунд не думать о белом медведе. Что будет в голове? Только он. Перестаньте проверять себя. Не задавайте себе вопросы: «А вдруг я действительно способен?», «А не схожу ли я с ума?». Это — «мыслительная жвачка», которая подпитывает тревогу. Обозначьте мысли как симптом. Когда приходит пугающая мысль, мысленно скажите себе: «Ага, это снова моя навязчивость. Это не я, это моя тревога. Это всего лишь мысль, она не имеет власти надо мной». Дистанцируйтесь от нее. Продолжайте жить, несмотря на дискомфорт. Делайте то, что планировали, даже если внутри тревожно. Ваша цель — не избавиться от мысли, а снизить ее значимость и продолжить деятельность.
Вы не сходите с ума. Вы столкнулись с обострением тревожного расстройства в форме агрессивных навязчивостей (ОКР). Это излечимое состояние, но оно требует профессиональной коррекции терапии. Те препараты, что вам помогали с общей тревогой, могут быть недостаточны для купирования обсессий.
Ваш страх — это индикатор вашей человечности и привязанности к девушке. Тот, кто действительно представляет опасность, не боится своих мыслей. Сделайте сейчас самый важный шаг — запишитесь к врачу-психиатру или психотерапевту, который работает с тревожными и обсессивно-компульсивными расстройствами. Это путь к облегчению. Вы справились с тревогой раньше, справитесь и с этим её проявлением, но уже с профессиональной поддержкой.
С уважением, консультант службы.