Вопросы
Здравствуйте, меня зовут Василиса, мне 12 лет.
Сейчас я учусь в шестом классе, но с класса третьего-четвёртого меня постоянно тревожит неуверенность в себе или типо того, я так и не смогла разобраться что со мной и хотела бы приблизительно узнать. Узнать хотя бы что-нибудь.
Я пыталась говорить об этом с родителями, но они не поняли, только папа отметил что я перфекционистка, но я не уверена что это так. :(
Всё началось с конца третьего класса. У меня были плохие оценки по технологии и мне постоянно казалось что я справляюсь худе других, со мной что-то не так и я должна бать лучше. Я вовсе не обращала на это внимание и не осознавала, что когда-нибудь это будет преследовать меня везде.
С каждым годом мне становилось хуже, к классу пятому мне начало казаться что с моим поведение вовсе что-то не так. Я босю даже начинать делать какое-то дело потому что боюсь сделать его неидеально и оно кажется слишком сложным для меня. Я не могу брать на себя ответственность. Например сейчас к следующему вторнику нам надо сделать проект, нам досталась тема "Улицы родного города". За весь данный нам месяц с лишним я не сделала обсалютно ничего. Я бы очень хотела помочь команде и не подставлять их, ведь проект групповой, но я постоянно "сливаюсь" и перекидываю свои дела на других. Я говорила об этом со своей подругой, мол "Карин, ну тебе что, никогда не было страшно делать что-то, что по твоему мнению является слишком сложным или овтетственным для тебя?" У неё такого нет. И я вижу, что у других нет. Другие делают. А я начинаю дрожать только когда слышу что мне надо сделать поезентацию для проекта или просто собрать информацию из интернета. Это очень страшно и я не могу даже толком это объяснить
Страх преследует меня буквально везде. Я не могу отдыхать без чуства, что не заслуживаю этого отдыха, я не могу идти по улице не подумав что все вокруг косо смотрят на меня, я не могу даже ответить если не уверена, а такое бывает часто. Всего дней пять назад вроде, я сидела на математике и учительница вызвала меня к доске что бы я написала номер из домашней работы и объяснила решение потому что оценки у меня не очень. Я была не уверена в своём ответе, но смогла лишь тихо прошептать: "Можно я не пойду, я думаю я решила не правильно". После того как учительница сухо сказала что она вызвала меня на самое лёгкое задание и поставила мне двойку мне стало ещё страшнее и я, клянусь, я думала об этом до вечера и дважды проплакалась.
Мне страшно общаться с людьми, я вздрагиваю от обсалютно всего, но самое страшно: никто из моего окружения меня не понял. Я рассказывала 4 подругам, одному другу, папе, маме, двоюродной сестре и даже общалась с ИИ, пытаясь понять что со мной. Понятно, что разговаривая с людьми меня никто не понял, а бездушное ИИ ничем не помогло кроме бессмысленных успокаиваний.
Я часто плачу даже когда просто говорю об этом, это часто меня пугает. Вместе со слезами я обычно дрожу. Мама говорила мне "держать эмоции в себе" и контролировать себя, но я не уверена что это правильно :(
Если честно ещё меня пугает то что это очень мешает мне в жизни. Реально мешает. Я даже не могу выбрать себе обувь в магазине, мне надо что бы кто-то другой как минимум давал мне варианты или оказывая на предмет спрашивал нравится ли он мне. Я тут же начинаю теряться если стоя в магазине мне просто дают свободу выбора. Мне не нужна свобода выбора. Иногда мне кажется что я могу жить только по чётким, предсказуемым инструкциям.
Любая неожиданность вызывает у меня страх.
Насчёт страха выбора я тоже могу дать пример из жизни: мы с мамой и папой были в магазине, я очень хотела себе сока и папа сказал что я могу купить себе отдельно бутылку сока. Прийдя в отдел с соками я растерялась. Правда растерялась. Сначала взяла вишнёвый, потом поставила на место и вернулась к родителям сказав "Я не смогла выбрать. Вдруг другим не понравится". Это было странно. Я не знаю почему я сказала про других если покупали мы мне. Папа пошёл выбрать сок со мной, он спросил какой я хочу и я ответила что люблю соки с кислинкой. (мы кстати взяли грейпфрутовый, да и дома мне было стыдно потому что никому кроме меня он не понравился никому кроме меня.)
Истерики, мешающие жить. Да, спмое интересное. Это не просто слёзы, это что-то другое. Странное чувство, при воспоминаниях о котором уже накатывает страх.
Самая недавная такая истерика была пару недель назад. В субботу я пришла после допольнительного урока математики и мама сказала мне идти к учительнице по английскому, мол она ждёт меня чтобы я исправила две двойки за зачёты. Я очень не люблю английский, хотя многие двойки по нему у меня именно за устные задания. Я тут же расплакалась и когда шла до школы успела три раза расплакаться (идти до школы мне буквально 3 минуты, я не шучу).
Потом уже в школе каждый раз когда я подходила к кабинету я начинала плакать и отходила дабы успокоиться. Один раз так, второй... Я опоздала на 40 минут, но так и не пошла. Я ушла в туалет, поплакала и вернулась домой где мама снова наругала меня мол я уже взрослая, а так себя веду. Иногда мне кажется что ей стыдно или мерзко видеть меня в приступе подобных истерик. Но это была не сильная истерика, весь мой кошмар начался через два дня, в понедельник.
Понедельник. Английский пятым уроком. После урока я остаюсь что бы всё-таки исправить зачёты. Вся проблема в том что я знала и выучила всё, но не шла сдавать, потому что боялась. Сдавая зачёт с каждой ошибкой я всё сильнее начинала нервничать, а после очередного неправильно поставленного предлога я расплакалась. Потом задрожала. Смогла сдать зачёт (на четвёрку), после чего начала задыхаться. Не знаю почему, но при сильных подобных истериках в какой-то момент я начинаю задыхаться, когда дышу ртом, но носом дыхать могу (если мне напомнят про то что я могу дышать носом), а потом через пару вздохов носом снова перехожу на дыхание ртом и снова не могу вдохнуть, хз как это. Потом когда я успокоилась я высморкалась и мы пошли на первый этаж, где у нас уже начался урок трудов (на который я опоздала из-за зачёта). Когда я пришла на урок трудов и всё объяснила я села на место. Учитель ходил между парт (верстаков вообще, мы же в мастерской были, но парты удобнее говорить), после чего попутно что-то объясняя трудовик остановился рядом со мной и положил мне руку на плечо. Я сначало не поняла, а потом поняла что он меня успокаивает, потому что я как минимум дрожу так будто либо замерзаю либо всё ещё в истерике. Я реально очень сильно дрожала.
Так же помню прлще говоря на уроке русского я стояла возле доски и по морфемам разбирала слова. Я разобрала одно слово и повернулась к учительнице что бы она хотя бы кивнула что я делаю всё правильно, но она общалась с классом и не замечала меня. Спустя ещё где-то минуту она повернулась ко мне и начала меня торопить дабы я делала быстрее, типо что я стою и не продолжаю. Я растерялась и начала торопиться, совершая ошибки, потом незаметно заплакала, что она заметила только когда я шла за парту. После урока она подозвала меня к себе и спросила, а я, снова начав задыхаться и очти что не в состоянии говорить, открывисто и заикаясь, почти неразборчиво, всё ей объяснила. Я могу привести ещё много таких ситуаций, но расскажу пожалуй ещё одну, ту, что считаю самой страшной для меня и осознаю это. Июль. Это было прошлым летом. Мне 11 (17 июля исполнится 12). Это был христианский лагерь от протестантской церкви где моя мама является дьяконом и администратором. Нам надо было сыграть сценку из Библии и вечером представить её, вот такое интересное задание. Я изначально не собиралась участвовать, но девочка которую поставили на роль очень нехотя играла, а я запомнила текст с первого раза и меня поставили играть эту роль. Весь день я подходила к служителю которая была ответственна за эту сценку и пыталась уговорить её, что на сцену я не пойду, после чего она каждый раз мне отказывала. Вечер. Я так и не смогла выйти. Я ушла к себе, закрылась и начала плакать, плакала и не могла остановиться. Та самая служитель подошла ко мне и попыталась успокоить, после чего ушла и позвала мою маму, что было худшим решением. Она попыталась меня успокоить, а когда у неё не получилось она начала агрессировать, говорила что я "Не могу постоянно прото плакать" и "должна делать через не хочу". Я продолжала плакать, задыхаться и дрожать. Она резко отвесила мне подщёчину и взяла под локоть, ведя к раковине что бы я умылась. Когда мы шли я слышала как она прошипела "Не ной или я добавлю". Я продолжала тихо плакать и задыхаться, мне было сложно, я не понимала половину происходящего, но умылась, она вывела меня и посадила к нам в машину. Она постаралась поговорить со мной, всё сошлось к её "Сейчас я вижу как ты выдавливаешь слёзы". Я задыхаясь и заикаясь ответила "Ты постоянно так говоришь!". Она начала это отрицать, говорить что говорит так впервые, а так же сказала "Даже когда мне позвонила преподаватель со школы и сказала что ты выдавливаешь слёзы, я ответила что у тебя такое бывает". КАКОЕ ЛИЦЕМЕРИЕ! ОНА ПОСТОЯННО ГОВОРИТ МНЕ ЧТО Я ВЫДАВЛИВАЮ, А КАК УЧИТЕЛЮ, ТАК ОНА СРАЗУ ГОВОРИТ ЧТО У МЕНЯ ТАКОЕ БЫВАЕТ! Я судорожно, с надеждой привела ей в пример "А помнишь, когда на меня пожаловались что я якобы огрызаюсь, ты начала кричать на меня, я помню, ты сидела в кресле в коридоре, а я стола напротив, не могла сказать ни слова, а ты сказала мне что я якобы выдавливаю перед тобой истерику". Я помню своё отчайное "Мам, скажи, ты помнишь? Такое было, ты должна помнить! Ты помнишь, мам?"... Я хочу верить в то что она помнит всё, она помнит, но не признаёт. Меня трясёт даже когда я рассказываю всё это. А то что она дала мне подщёчину она оправдала как то что "Хотела привести меня в чувства". Серьёзно? Да она же мне по пути угрожала что снова ударит. Она злилась на меня. Я не дура что бы не видеть этого. Это было страшно. Я помню это как вчера, хотя и предпочла бы забыть.
Я не знаю что со мной, я не знаю как с этим бороться, я не знаю нормально ли это и я не знаю что мне делать. Я погрязла и застряла в этом, тревога не даёт даже начать мне делать базовые вещи, мои оценки и состояние катится вниз, я не могу даже заставить себя почистить зубы, питая себя надеждами "Я сделаю это попозже/завтра". Это ужасно. Я вру себе из раза в раз в любых делах, ненавижу это и не могу перестать откладывать дела на будущее.
Я не знаю как с этим жить. Я не могу ничего выбирать и общаться с людьми. Я не вижу своего будущего с этим, не вижу нормальной жизни, потому что половина возможностей отпадает из-за страха неизвестно и страха перед людьми. Это невозможно.
Я постоянно думаю о том, что легче было бы умереть, чем прожить жизнь так. Почему я не могу просто умереть и всё? Это было бы легко. Но я боюсь даже этого. Хотя, да, каюсь, я много раз резала себе руки и спину, до крови и не горжусь этим.
Возможно я слишком мала что бы понять это, или может это пройдёт потом самостоятельно? Я не знаю. А если я драматизирую?
Я ничего не преувеличивала, все жизненные моменты - правда, мысли без преукрашиваний. Простите если выгляжу глупой и простите за возможные орфографические/пунктоционные ошибки или опечатки.
Не знаю, нужна ли мне постоянная работа с психологом (психотерапевтом). Наверное я буду рада хотя бы узнать что со мной. Спасибо.
Здравствуйте, Василиса!
То, что вы сейчас переживаете, действительно может быть очень непросто, и ваши чувства - страх, растерянность, слёзы, напряжение - вполне естественны в ситуации, когда вам долго приходилось справляться с тревогой и переживаниями без тёплой, спокойной поддержки рядом. Вы не обязаны всё выдерживать одна, и то, что вам страшно, не говорит о слабости - это реакция на то, что вокруг было слишком много давления, ожиданий и непонятных ситуаций. Ваши эмоции имеют право быть, вы имеете право на заботу и понимание, и то, что вы рассказали о своём состоянии, говорит лишь о том, что внутри вас есть потребность перестать быть в этом одиночестве.
Василиса, то, что вы описали, похоже на состояние, когда тревога стала очень сильной и начала влиять на разные стороны вашей жизни. Такое нередко происходит, когда человек долго сталкивается с критикой, непониманием или высокими ожиданиями со стороны взрослых, а рядом нет того, кто мог бы спокойно объяснять, поддерживать и помогать справляться с эмоциями. В таких условиях даже обычные задания или выбор могут восприниматься как что‑то опасное или слишком ответственное, и тело начинает реагировать дрожью, слезами, затруднённым дыханием. Страх ошибки становится не просто волнением, а ощущением угрозы, и тогда появляется избегание: сложно начинать дела, идти к доске, задавать вопросы, делать выбор, говорить о себе.
Когда такие переживания повторяются снова и снова, тревога закрепляется, и появляется ощущение, что «со мной что‑то не так», хотя на самом деле причина чаще всего не в том, какая вы, а в том, что долгое время рядом не было безопасного человека, который помогал бы замечать эмоции, говорить о них и справляться с ними. Дети и подростки очень чувствительны к тому, как взрослые реагируют на их слёзы, волнение и страх. Если реакция взрослого - давление, стыд, злость или наказание, внутри может сформироваться ожидание, что любые чувства - это «плохо», и от этого тревога усиливается ещё больше.
Иногда именно из-за сильной тревоги и страха сделать что‑то неправильно возникает ощущение, что любое действие сложно или опасно. Возможно, именно это чувство мешает вам начать дела, отвечать, выбирать или пробовать что‑то новое. В таких ситуациях ошибки могут казаться чем‑то страшным, но на самом деле они часто помогают нам учиться и развиваться. Когда мы пробуем и что‑то не получается, мы получаем опыт, постепенно понимаем, как действовать в будущем, и учимся делать лучше. Взрослые тоже совершают, и это не делает их плохими или «неудачниками» - наоборот, через ошибки человек может становиться увереннее и лучше понимать себя и окружающий мир.
Василиса, вы смогли описать свои переживания и поделиться своими чувствами -это важный первый шаг. Вы заметили свои переживания, попытались понять, что именно вызывает тревогу и страх, и смогли выразить это словами. Такой шаг показывает, что вы готовы заботиться о себе и постепенно искать поддержку, а это само по себе уже начало изменений.
Обращение к школьному психологу может стать важным способом поддержки вашего состояния. Психолог может создавать безопасное пространство, где можно говорить о своих чувствах без страха осуждения. В таких встречах есть возможность вместе исследовать, что именно вызывает тревогу и страх, какие ситуации кажутся особенно сложными, и постепенно находить способы, чтобы справляться с ними легче. Психолог может помогать разрабатывать маленькие шаги для преодоления страхов, объяснять, как реагирует тело и разум в стрессовых ситуациях, а также учить упражнения для успокоения, концентрации и регулирования эмоций. Работа с психологом помогает понять, что тревога и страх ошибок - это нормальные реакции, и что с ними можно постепенно справляться, развивая уверенность и внутреннее спокойствие.
Василиса, когда тревога становится особенно сильной, может помочь упражнение, которое направлено на переключение внимания с мыслей на реальные ощущения и на то, чтобы немного успокоиться. Одной из таких техник является метод "5‑4‑3‑2‑1". Она помогает сосредоточиться на теле и окружающем мире, почувствовать контакт с настоящим моментом и снизить напряжение. Для выполнения техники сначала нужно сосредоточиться на пяти вещах, которые вы видите вокруг. Заметьте детали - цвета, формы, предметы, которые раньше могли казаться незаметными. Затем обратите внимание на четыре звука, которые слышите: голоса, шум улицы, ветер или другие звуки вокруг. Потом отметьте три телесных ощущения –например, как стопы стоят на полу, как одежда лежит на теле, ощущение рук на столе. После этого обратите внимание на две вещи, которые можно понюхать, или на запахи вокруг. И, наконец, сосредоточьтесь на одном ощущении на вкус или осязание - например, на вкусе воды или вкусе жвачки. Такую технику можно выполнять медленно и спокойно, шаг за шагом, стараясь действительно замечать каждое ощущение. Она помогает почувствовать больше контроля над тревогой, успокоить тело и разум и легче справляться с моментами страха или волнения. Систематическое использование этой техники постепенно помогает развивать уверенность и ощущать больше спокойствия в повседневной жизни.
Если вы понимаете, что вам необходима поддержка и становится сложнее справляться с негативными мыслями и тяжёлыми переживаниями, то вы можете обратиться к специалистам нашей психологической службы по номеру +7 (495) 989-50-50 или обратиться на номер Единого Общероссийского телефона доверия для детей, подростков и их родителей – 8 800 2000-122.
С уважением, консультант службы.