Вопросы

Автор: Валентина
03.12.2025 16:10
Беспокойство за сына

Здравствуйте!

Я постоянно переживаю за сына-подростка, 14 лет, злюсь на него и ругаюсь. Понимаю, что не конструктивно. Пытаюсь по другому общаться, но опять прихожу к первому поведению. 

Дело в том, что третий год подряд не получается разрешить ситуацию.

Стал тройшником с 6го класса, не хочет, ленится учиться, всё началось с 6го класса. Стало хуже в 7ом. По утрам то болит голова, горло, живот, тошнит. Поэтому часто оставался дома, и больничные. 

А днем и вечером в принципе нормально, исключая те моменты, где действительно температура, ОРЗ.

В конце 7го класса поговорили с учителями с его и нашим участием, договорились, что будет посещать нормально школу.

Но уже в сентябре больничный, за ним второй, - это необходимые.

Далее до каникул неделю дома отсидел, после каникул опять не пошёл. И вот уже вторую неделю длится эпопея, что опять по утрам болит голова, живот, бок, тошнит, и все вместе.

Каждое утро начинается со стресса. Каждый день, вечер, говорит, что он пойдёт в школу завтра, при этом не готовится, и в итоге не идёт. 

Просыпается, ему уже плохо, не может встать с постели и весь день проводит лежа, за исключением, поесть, попить, в туалет. 

И с утра нет аппетита у него. 

Кто то говорит надо наказывать, лупить. 

Я так не могу, хочу по хорошему. 

И вообще уже так не могу. 

Статей уже много перечитала, предлагала, давай так или так, и не получается ввести в практику.

Как помочь себе и ему?😪

И ничем не занимается, секций, кружков нет.

Любит играть в компьютерные игры и приложения. 

Проблемы с учёбой, вниманием.

В школе проблемы с оценками и с аттестацией.

Недавно лишили доступа в ноутбук.

Смартфон остаётся, потому что дневник там. Когда забираешь, говорит о несправедливости, что там задания надо смотреть, а сам не делает.

Отвечает: Консультант службы
05.12.2025 16:24
Другая тема

Здравствуйте, Валентина!

Из Вашего обращения я поняла, что Вы обеспокоены здоровьем и поведением своего сына-подростка. У него наблюдаются головные боли, тошнота и другие неприятные симптомы по утрам, которые мешают ему посещать школу. При этом, как Вы говорите, днём и вечером его состояние, как правило, улучшается, что вызывает у Вас вопросы о причинах такого самочувствия. Вы искренне волнуетесь за сына, стараетесь найти подход и пробуете разные способы общения для решения проблемы, но пока не видите устойчивых положительных изменений.

Вы описываете ситуацию, которая длится уже несколько лет и заметно влияет на учёбу сына, его распорядок дня и Ваши взаимоотношения. Вы отмечаете, что у него снизились школьные оценки, пропал интерес к учёбе, нет дополнительных занятий или кружков, а основное времяпрепровождение связано с гаджетами. Это, вероятно, может усиливать Ваше беспокойство, ведь хочется видеть ребёнка вовлечённым, активным, успешным. Вы понимаете критичность и осознанно стараетесь отказываться от жёстких методов воздействия, стремясь выстроить доверительный диалог и действительно помочь сыну, а не просто добиться послушания. Использование жёстких методов воспитания таких как крики, угрозы, физическое воздействие или жёсткие запреты без объяснения могут давать лишь краткосрочный эффект подчинения, но в долгосрочной перспективе способно принести больше вреда, чем пользы. Как правило, жёсткие методы могут наоборот подрывать доверие между родителем и ребёнком. Подросток начинает воспринимать взрослого не как союзника и опору, а как источник страха и давления, что может приводить к внутреннему стрессу.

Исходя из описанного, поведение Вашего сына может выходить за рамки обычной подростковой лени. Вероятно, его ежедневные утренние физические жалобы, такие как головная боль, боль в животе или тошнота, могут являться не симуляцией, а соматическим проявлением глубокого внутреннего напряжения или страха связанного со школой или учебным процессом. Такое состояние нередко возникает, когда ребёнок не находит слов или не готов поделиться своими проблемами, чтобы выразить тревогу, и его тело «говорит» за него через недомогания. Это не означает, что он притворяется, а что это реальная физиологическая реакция на эмоциональный дискомфорт, которая таким бессознательным способом помогает избежать непреодолимую ситуацию.

Ухудшение успеваемости с 6 класса, отсутствие интереса к секциям, а также уход в компьютерные игры, может указывать на серьёзную трудность с приспособлением к школьной жизни. Поскольку в реальном мире он может сталкиваться с постоянными неудачами и родительским давлением, в виртуальном мире он может испытывать чувства успеха и контроля над ситуациями. Для выхода из этого стрессового цикла Вы можете рассмотреть комплексное профессиональное вмешательство. Первоочередным шагом может стать обращение к детскому или подростковому психологу, который поможет объективно оценить скрытые причины школьного избегания и тревоги, а также разработать индивидуальную программу помощи Вашему сыну. Помимо работы с психологом важно выстроить в семье поддерживающую среду, которая может помочь сыну постепенно возвращаться к учебной деятельности и снизить тревожность. Таким способом постарайтесь сместить фокус с оценок на процесс обучения. Вместо вопроса «что получил в школе?» попробуйте спросить «что сегодня было интересным? Что удалось понять лучше, чем вчера?». Это может помочь снизить страх неудачи, а также покажет, что Вы цените его усилия, а не только результат. Возможно, Вам стоит пересмотреть правила использования гаджетов. Вместо тотальных запретов можно попробовать договориться о фиксированном времени игр (например, 1 час после выполнения обязательных дел), использование смартфона для более полезных целей (образовательные приложения, онлайн‑курсы по интересам). Попробуйте помочь сыну найти дело по душе то, в чём он сможет раскрыть свои способности и почувствовать уверенность в себе. Подойдут любые варианты: творческие занятия, спорт или волонтёрство. Ключевым условием является то, что он сам должен захотеть этим заниматься.

И наконец, начните заботу о своём ресурсе. Ваша усталость и тревожное состояние в данном случае естественны, но чтобы помогать сыну, важно сохранять внутреннее равновесие. Введите небольшие, но регулярные ритуалы заботы о самочувствии. Например, утренняя пятиминутная зарядка или стакан воды сразу после пробуждения могут помочь стабилизировать физическое состояние и дадут ощущение контроля над своим телом.

Помните, что изменения происходят в постепенной мере. Вашей задачей может быть не «исправление» ребёнка, а становление для него опорой, которая поможет ему самому найти путь к балансу между виртуальным и реальным миром, между напряжением и спокойствием. Дополнительно в качестве психологической поддержки есть возможность создать обращение в разделе «Личный кабинет» на нашем сайте, где он сможет обмениваться сообщениями со специалистом психологической службы. Подробнее рассказав о его актуальном состоянии и задав интересующие вопросы по поводу происходящего с ним.

С уважением, Консультант службы.