Вопросы
Ребенку 13 лет не хочет учиться ходить в школу не хочет общаться с одноклассниками.ко всему равнодушный.
Здравствуйте, Елена
Похоже, вы очень тревожитесь за состояние своего ребёнка. Вы сталкиваетесь с тем, что ему как будто всё безразлично, что он не хочет учиться, избегает одноклассников, и внутри у вас , возможно, нарастает беспокойство: что с ним происходит, почему он так меняется, как ему помочь.
Чувствуется ваша растерянность и боль от того, что вы видите его отстранённым. Похоже, вам важно понять, что стоит за этим поведением, и вернуть ощущение, что ваш ребёнок снова вовлечённый и интересующийся.
Елена, сейчас вы сталкиваетесь с ситуацией, в которой поведение ребёнка как будто потеряло привычные ориентиры. И важно отметить, что подобное снижение интереса к общению, учёбе и повседневной активности в подростковом возрасте может быть связано с целым комплексом внутренних процессов.
В этом возрасте меняется гормональный фон, перестраивается нервная система, и подросток может ощущать себя иначе, чем раньше: эмоциональные реакции становятся сильнее, а ресурсы наоборот, быстрее истощаются. Параллельно растёт влияние окружения, мнения сверстников, давление ожиданий, сравнение себя с другими. Если при этом внутри у ребёнка накапливаются переживания или тревоги, он может как будто «уходить в себя», снижать активность и избегать контактов, потому что любая нагрузка начинает казаться непосильной.
То, что вы видите сейчас, может быть сигналом о том, что ребёнку может быть трудно справляться с внутренними изменениями и внешними требованиями одновременно. И важно не столько «заставить» его быть активным, сколько заметить, что за этим отказом может стоять целая картина эмоциональных и физиологических процессов, требующих бережного внимания.
Елена, в рамках рубрики вопрос/ответ мы можем только лишь раскрыть ваш вопрос и дать ряд рекомендаций. Для дальнейшей, более глубокой работы я бы порекомендовала вам зарегистрироваться на нашем сайте, открыть личный кабинет, и тогда для вас откроется возможность вести анонимный диалог со специалистом службы в формате онлайн переписки. Поделитесь своими чувствами, расскажите свою историю и для Вас откроются необходимые ориентиры в дальнейшем.
Когда ребёнок начинает отстраняться от школы, друзей и привычных дел, важным первым шагом для родителя может стать создание безопасного пространства для контакта. Постарайтесь обрести или укрепить между вами ощущение связи: больше времени проводить рядом, без оценки, без попыток «вытащить на разговор». Иногда сближение начинается не с беседы, а с простого совместного присутствия, например, приготовить вместе ужин, пройтись вечером, смотреть один и тот же сериал. Такие маленькие мостики могут дать подростку понять, что рядом есть взрослый, к которому можно прислониться, без риска быть непонятым.
Когда почувствуете, что связь между вами укрепляется, попробуйте осторожно спрашивать не «почему ты не хочешь идти в школу?», а «как ты вообще сейчас себя чувствуешь в школе?», «что в твой день даётся тяжелее всего?», «есть ли что-то, что хотелось бы изменить?». Подростку намного проще говорить про ощущения, чем объяснять причины. Если ребёнок не отвечает, не настаивайте. Дайте понять, что вы рядом и готовы слушать, когда он будет готов говорить.
Важно также понемногу расширять его пространство выбора: спрашивать, где ему комфортнее учиться, что помогает ему расслабиться, какими занятиями он мог бы заменить то, что сейчас вызывает сопротивление. Когда подросток чувствует, что его голос учитывают, он может легче начать открываться.
Здесь может быть уместным очно обратиться за профессиональной помощью к психологу. Но ребенок может не оценить данное предложение, говорить об этом лучше очень мягко, чтобы подросток не почувствовал, будто с ним «что-то не так». Можно сказать так: «Я вижу, что тебе сейчас непросто, и мне важно помочь тебе так, как действительно будет полезно. Есть люди, психологи, которые умеют слушать и разбираться в таких состояниях. Я бы предложила сходить к ним вместе или по отдельности, но только если ты сам почувствуешь, что это может быть тебе в поддержку. Хочешь, можем сначала просто поговорить с психологом вдвоём, а ты решишь, комфортно ли тебе». Такой способ может снизить сопротивление и дать ребёнку право голоса. а это особенно важно в его возрасте.
Главное, показывать, что вы на его стороне, что его состояние не игнорируется и не обесценивается. Подростки начинают открываться тогда, когда чувствуют: рядом взрослый, который не торопит, не давит, но искренне хочет понять.
Елена, позвольте себе немного передохнуть: вы не обязаны знать все ответы сразу, достаточно того, что вы рядом и готовы искать решения постепенно. Если будете идти маленькими шагами, прислушиваясь к себе и к состоянию ребёнка, вы сможете найти тот ритм, в котором может стать легче обоим.
С уважением, консультант службы