Вопросы
Доброе утро! Меня зовут Юлия и мне 22 года. И я думаю, что у меня появился синдром отличника. Всю свою жизнь я не любила учиться. В школе у меня были плохие оценки, кроме физкультуры и музыки, так как в школьные годы я занималась профессионально и тем и тем. Когда перешла после 9 класса в колледж, стала хорошо учиться. Получала 5 и 4. Закончила хорошо, не хватило двух десятых балла до красного диплома. Пошла учиться в университет и из за того, что у нас дистанционное обучение, стала забивать на учебу, так как работала много и было неинтересно. Потом я вышла замуж и получилось так, что я пропустила целый год и у меня накопилось 13 долгов. В конце прошлого года я развелась и была в сильной депрессии, что дело дошло до рехаба. В итоге я приняла решение отчислиться. Но мама и декан уговорили меня и помогли с закрытием долгов. После, я восстановилась. Занялась собой. Привела голову в порядок и начала учиться. Перестала пропускать пары, отвечаю всегда на занятиях, готовлю все заранее и меня это устраивало. В итоге я летнюю сессию в этом году закончила на отлично, без единой четверки. Мне это так понравилось, что я стала хвастать своим достижением. Сейчас у меня последний год. Я учусь в том же темпе, что и в прошлом семестре, только в три раза больше. Я стала старостой и теперь уже отвечаю не только за себя, но и за всю группу. Делаю абсолютно все задания, подписываюсь на проекты, продумываю все заранее и даже помогаю другим. Из за этого я перестала работать и в основном мой мозг заполнен мыслями об учебе. Я просыпаюсь и засыпаю с мыслью об учебе. Я перестала спать ночами, так как вместо того чтобы спать, делаю какие нибудь работы. А недавно произошел случай, что мое заявление с темой диплома не дошло до деканата и меня включили в список студентов, которым распределят рандомно тему и руководителя. Для меня это была величайшая трагедия. Я рыдала, швыряла все, грозила себе и маме, что отчислюсь. В итоге в пол 10 вечера я дозвонилась до деканата и все решила. Сейчас я уже на 100% уверена, что пойду дальше в магистратуру. И честно сказать, меня и мое окружение начало пугать мое поведение. Ведь я вместо себя и нормальной жизни, выбираю учебу в которой увязла и мозг отрицает от нее отказываться, хотя бы на ночь. Раньше, слово "учеба", для меня звучало как "для мамы". Сейчас это звучит как вызов самой себе. Что я должна это сделать, обязана. И теперь не знаю как остановиться. Учеба для меня стала как н******к…
Здравствуйте, Юлия!
Из вашего обращения я понял, что вы прошли через сложную трансформацию своего отношения к учебе. Начав с негативного школьного опыта и отсутствия мотивации, Вы достигли высоких академических результатов. Однако сейчас этот позитивный сдвиг в учебной деятельности перерос в гиперкомпенсацию и учеба превратилась из инструмента развития во всепоглощающую систему, которая захватила собой всю Вашу жизнь. Также хотел бы отметить очень сильную эмоциональную реакцию на потенциальную потерю контроля в учебной деятельности (ситуация с темой дипломной работы), которая наглядно показывает, что сейчас ваше поведение выходит за рамки «простого» усердия. Вы будто бы переживаете эти процессы не как радости познания нового, а как навязчивую обязанность и вызов самой себе, сравнивая тем самым их с зависимостью.
Юлия, прежде всего, не могу отметить Вашу огромную силу воли и способность к восстановлению после очень тяжелого периода. Вы смогли выйти из сильнейшего кризиса и не просто вернуться к учебе, а достичь в этом больших результатов. И сейчас Вы столкнулись с обратным эффектом этой силы: механизм, который раньше помогал Вам, сейчас работает на износ.
Могу предположить, что учеба, которая раньше для Вас была просто повседневной деятельностью, сейчас является системой регуляции внутреннего состояния и, вероятно, дает Вам: чувство контроля (скорее всего, после тяжелого периода, когда контроль был утрачен); самоценность (оценки и достижения в учебе стали единственными ценностями личности); избегание от мыслей и чувств, которые могут быть совершенно разными и, к сожалению, в рамках рубрики «Вопрос психологу», я не могу дать более полный ответ, поэтому предлагаю Вам также создать тему в рубрике «Личный кабинет», где в формате переписки возможно будет понять проблему более глубже.
Но сейчас остановимся, что можно сделать в рамках данной рубрики. Прежде всего, очень важно признать и принять проблему, что Вы и сделали, обратившись к нам в службу. То, что пугает Вас и Ваше окружение, должно стать не поводом для бросания новых вызовом, а отправной точкой к восстановлению.
Далее важно начать восстанавливать границы и для этого предлагаю попробовать ввести ритуалы завершения. Установите правило – после определенного времени (к примеру, после 20:00) все учебные процессы заканчиваются, материалы в виде книг, статей, документов и т.д. убираются, все процессы, связанные с учебой и открытые на компьютере также закрываются. Создайте для себя ритуал по достижении этого времени (например, проговорить про себя: «На сегодня учеба закончена», и выпить чашку чая, посидев 5 минут в тишине, не думая про учебу).
Также предлагаю «внедрить» в свое расписание моменты полного бездействия. Запланируйте в календаре короткие, но регулярные занятия, не связанные с учебной деятельность (короткие прогулки по 20 минут, без мыслей об учебе, прослушивание музыки, прочтение книг, встреча с друзьями, на которой «запрещено» говорить об учебе). Сейчас цель: дать мозгу опыт других деятельностей и других источников удовольствия или расслабления.
И в завершении хотел бы добавить, что учитывая Ваш опыт реабилитации от очень тяжелого периода, нынешнее состояние может быть с этим связано. Поэтому, параллельно с выполнением вышеуказанного, предлагаю Вам обратиться за профессиональной помощью к психотерапевту, который может помочь найти причины этой гиперкомпенсации, разработать здоровые стратегии саморегуляции, а также предотвратить эмоциональное выгорание, которое действительно возможно, учитывая перегрузки организма.
Юлия, Ваша целеустремленность – это Ваша «суперсила» и сейчас задача состоит в том, что перенаправить часть этой силы не на завоевание все бо́льших и бо́льших академических вершин, а на достижение баланса в собственной жизни. Вы уже доказали, что способны достигать поставленных целей. Теперь пришло время доказать себе, что Вы можете достигнуть гармонии в своей жизни.
Берегите себя!
С уважением, консультант службы.