Вопросы
Добрый времени суток!
Около трёх месяцев назад я познакомилась с мужчиной. Это первые мои отношения за последние 5 лет.
Я живу с мамой, которая имеет сложный характер и некоторые ментальные проблемы в связи с алкогольной зависимостью. Все последние пять лет я ей помогаю психологически и финансово, она не работает. Пять лет она не выпивает, начала жить новой жизнью. Все было хорошо ровно до тех пор, пока я не встретила молодого человека. Мама устраивает скандалы, угрожает начать пить или покончить жизнь самоубийством. На мои попытки завести разговор о работе она начинает скандалы, кричит на весь дом, что бы соседи слышали о том, что я наркоманка, проститука и все в таком роде. Молодому человеку я не могу этого рассказать, но боюсь , что он узнает. Она понимает, что я взрослая и хочу строить серьёзные отношения (мне 31 год), видимо, боится , что я уеду из дома.
На данный момент мой молодой человек предлагает мне переехать на его территорию. Я очень хочу сьехать, но по собственному желанию, а не из-за гоняния матерью. У меня есть финансовые сложности из-за того, что я одновременно содержу себя, маму, животных и оплачиваю квартиру. Мне страшно, что она снова запьёт, то время было очень страшным. Помогите мне в принятии решения о переезде. Мне очень тяжело психологически, так как я встретила достойного человека, но все эти месяцы я между двух огней.
Здравствуйте!
Одной из распространенных поколенческих травм является травма парентификации, или «усыновления родителей», когда дети меняются с родителями эмоциональными ролями, беря на себя несоразмерную ответственность за старшее поколение.
Парентификация — это форма детской травмы, которая возникает вследствие нарушений классического взаимодействия «родитель — ребенок». Простыми словами ее можно описать так: вместо того чтобы быть ребенком, мы становимся родителями своих родителей, а они — нашими детьми. Основная задача родителей — позволять детям развиваться, направлять их развитие, контейнировать их эмоции и обеспечивать им до какой-то поры беззаботное детство. Если в этой схеме появляются изменения, цена за них обычно ложится на плечи ребенка. При парентификации ребенок начинает брать на себя ответственность за эмоциональное психологическое состояние родителей, контейнирование их эмоций. Роли «ребенок — родитель» меняются полностью.
Парентификация призвана покрывать психологические потребности родителя. Маме/папе постоянно нужна поддержка, утешение, компания, помощь, и ребенок должен закрывать эти потребности из позиции взрослого, в то время как в норме детско-родительских отношений должно быть ровно наоборот. Последствия такой парентификации гораздо более опасны; и вот почему.
Травма парентификации во взрослом возрасте не окрашена тонкой эмпатией или чувствованием — она окрашена невероятной тревожностью, потому что связана с необходимостью держать под контролем то, что не принадлежит нашей зоне контроля, — чужую жизнь.
Заметить смещение фокуса порой крайне сложно, потому что реальность заставляет погружаться в тревогу и сверхконтроль. Насколько я поняла, у Вас были ситуации, когда Вы были недовольны поведением мамы, ее выбором или пытались остановить ее в чем-то.
Если такой родитель остается инфантильным и его устраивает, что ему до старости помогает его ребенок, то вроде как все находятся в зоне комфорта. Важно понимать, что за любой комфорт приходится чем-то расплачиваться. Взрослый родитель расплачивается проживанием собственной жизни, потому что его жизнь, по сути, проживает ребенок. А ребенок расплачивается постоянной тревогой и гиперконтролем, которые уничтожают или могут уничтожить любые новые семейные, рабочие и дружеские отношения. Он постоянно за всех работает, за всех страдает, что впоследствии приводит к истощению.
Есть люди, которые отказываются от создания семьи, потому что у них уже есть дети — это их родители. Это также может быть связано с тем, что у парентифицированных детей зачастую возникают проблемы с доверием в принципе, они не чувствуют себя в безопасности, поэтому и не выходят в открытый мир новых отношений.
Ведь это огромное удовольствие — осознать себя отдельной взрослой личностью и понять, что вам никто не вправе ничего запрещать или указывать.
В перспективе Вы можете посвятить время тому, чтобы научиться признавать в других людях взрослых, отдельных и в основе своей самостоятельных людей — очень важная часть в залечивании травмы парентификации. В какой-то момент эта работа позволит Вам не нести ответственность за эмоции и выбор других. Пусть даже самых близких людей.
С уважением, консультант Службы