Вопросы

Автор: Екатерина
19.11.2025 15:20
Буллинг ребенка в школе

Добрый день. Моего сына 12 лет - буллят в школе(7 класс ).Ребенок второй в нашей семье, есть ещё сестра на 1,5 года старше. Семья полная, среднего уровня. У детей есть все что нужно.

Моего сына уже 2 годами буллят в классе, происходит это не каждый день, зачастую "задиралы" класса выбирают жертву и потом ее клюют в течение нескольких дней, потом меняют на новую.

Мой ребенок добрый, неконфликтный и не может им дать сдачу или ответить жёстко. Родители детей никак не реагируют на претензии и рассказывают детям что вот звонила мама Романа и пр... На что на следующий день начинается ещё хуже гнобление.  Роман может бубнеть на уроках себе под нос, обсуждая тему урока, за это ему тоже высказывают и гнобят. Оскорбляют что жирный - хотя ребенок который обзывается немного плотнее своего оппонента. Школа не особо реагирует на проблему, да и если честно это больше разжигает проблему нежели не решает..

Мой ребенок ходил на тхеквондо 2 года, но даже там не мог бить людей!!

Физически ответить не может провокаторам, словесно тоже не особо вступает в перепалку..

Его это сильно беспокоит и конечно обижает. Сегодня он мне сказал - я же добрый, почему они меня заставляют стать злым? Я не хочу.

Подскажите пожалуйста как быть в данной ситуации и как помочь ребенку?

Благодарю за ответ.

Отвечает: Консультант службы
19.11.2025 16:00
Проблемы у другого человека

Здравствуйте, Екатерина!

Очень важно, что Вы так подробно описали ситуацию — это требует деликатного отношения. То, через что проходит ваш сын, действительно болезненно — и для него, и для всей семьи. Особенно когда ребенок сталкивается с травлей, а окружающие (школа, родители других детей) не реагируют достойно. Вы сейчас ищете способ защитить сына, помочь ему не потерять свою доброту и сохранить внутреннюю устойчивость. 

Екатерина, важно помнить прямо сейчас:

1. То, что происходит с Романом — не его вина. Никакие его качества (доброта, неконфликтность, особенности поведения) не являются оправданием буллинга.

2. Дети, которые выбирают «жертву», часто меняются, но тот, кто оказался в этой позиции, чувствует себя особенно уязвимо — и здесь очень ценна поддержка дома, возможность открыто говорить о чувствах и, как бы ни было трудно, не перенимать установку «ты должен отвечать злом на зло».

Как же можно поддержать сына? Вот некоторые шаги:

— Самое главное — регулярно показывать Роману, что Вы его поддерживаете и верите ему. Не обвинять, не искать причины в нём самом, а давать понять: «Ты не один, с тобой происходят действительно тяжёлые вещи, и ты имеешь право на свои чувства».

— Поощрять его обсуждать свои переживания, спрашивать о его чувствах не только тогда, когда случилось что-то острое, но и в спокойные дни. Это даст ощущение безопасности дома.

— Позволить ему самому определять, хочет ли он рассказывать о случившемся — не настаивать, но быть готовой слушать всегда, когда он захочет.

Также есть некоторые конкретные практические шаги.  Помочь Роману поставить не только «жёсткие» границы, но и выстроить «тонкие» способы защиты: например, учиться говорить «Мне это неприятно», уходить от конфликтных ситуаций, обращаться за поддержкой к взрослым, просить о помощи, если есть хотя бы один педагог, к которому у вас есть доверие. Если получится — найти в классе (или параллели) хотя бы одного лояльного одноклассника. Иногда даже один союзник может изменить ощущение изоляции, уменьшить силу группы агрессоров.  Подумать о поиске внешних интересов, кружков или секций, не связанных со школой, где он сможет проявлять себя и чувствовать себя частью сообщества, а не «жертвой».

Екатерина, к сожалению, в ряде случаев администрация школы действительно не готова по-настоящему заниматься вопросом буллинга. Если есть возможность — всё-таки задокументировать обращения (письменные жалобы), чтобы ситуация не оставалась только на словах. В некоторых случаях помогает привлечение школьного психолога или социального педагога. Но если вся эта вертикаль неэффективна и ситуация не меняется — иногда самым бережным будет рассмотреть вариант смены класса или школы. Это большая мера, но для некоторых семей оказывается реальным выходом.

Также,  не забывайте позаботиться и о своей поддержке: это большая нагрузка — защищать ребёнка в такой сложной обстановке. Вы уже делаете очень много: слушаете его, не обесцениваете, ищете пути решения.

Берегите себя!

С уважением, консультант службы.