Вопросы

Автор: Маша
27.10.2025 23:20
Послеродовая депрессия

Здравствуйте!

Месяц назад у меня родился ребенок, муж помогает, но с каждым днем помощь от него уменьшается из-за пристрастий ребенка или же он не старается и скидывает это на «капризы». 

Еще до беременности мне поставили диагноз прл, от таблеток отказалась без консультации и поиска альтернатив во время беременности. На 4-5 где-то месяце воткнула в мужа вилку, да и в целом вернулась вся агрессия к нему, которая и была причиной обращения к психиатру. 

Сейчас каждый будний день у меня есть 2-3 часа без ребенка (и то он находится рядом и в это время иногда просто плачет).

Проблема в том, что днем я уже перестаю воспринимать плачь ребенка. У меня проявляется агрессия к ребенку и я боюсь сделать ему плохо. Недавно я трясла его у себя на руках и нервно просила замолчать, а когда он притих и затряс губами меня вернуло в реальность. 

Такие ситуации я пытаюсь контролировать в течение всего дня. Ночью когда казалось бы я могу поспать (ребенок засыпает 3-4ч спит спокойно, с нами в кровати) и дать ребенка мужу до ночного кормления - он не может его усыпить или похлопать для спокойного сна младенца. Мне кажется что он намеренно это делает каждый раз, чтобы просто я не лезла к нему со своими просьбами о помощи.

По итогу я перестала вообще ощущать сон, ибо сплю с ребенком в обнимку под одеялом. Отдельно ребенок не спит совсем, каждые выходные пытаемся уложить отдельно, но получается лишь пустая трата половины ночи. 

Уже даже смысл начинаю терять во всем. Живу просто от утра до прихода мужа с работы в одном стрессе и криках ребенка, хотя делаю всё чтобы ему было комфортно. Плохой матерью себя ощущаю только после прилива агрессии, не знаю что делать и возможно ли вернуться к таблеткам, когда ребенок на гв

Отвечает: Консультант службы
28.10.2025 12:35
Конфликты, непонимание с близким человеком

Здравствуйте, Маша. По вашему обращению видно, в насколько трудной ситуации вы оказались. То, что вы описываете — это чрезвычайно тяжелый и пугающий опыт для любой матери. Важно, что вы осознаете опасность этого момента и ищете поддержку. Это говорит о вашей заботе о ребенке и ответственности. Вы чувствуете усталость, отчаяние, злость, потеря смысла, это закономерная реакция на ту нагрузку, которую вы испытываете: недосып, постоянный крик, отсутствие личного пространства и возможности отдохнуть. Учитывая ваш диагноз ПРЛ, важно понимать, что послеродовой период является мощнейшим провокатором симптомов этого расстройства, в первую очередь — эмоциональных бурь и трудностей с контролем гнева. Важно, что вы, столкнувшись с одним из самых тяжелых испытаний в жизни женщины, смогли найти в себе силы рассказать о своих трудностях и обратиться за поддержкой.

Вашу агрессию к ребенку можно рассматривать не как желание причинить ему зло, а как проявление полного исчерпания ресурсов нервной системы. Когда плач не прекращается, а помощи нет, психика перегружается и ищет мгновенной разрядки. Эта разрядка и приняла ужасающую вас форму. Сейчас важно не просто «взять себя в руки», а создать систему, которая поможет снять напряжение. Также вы чувствуете, что муж намеренно отстраняется от ухода за ребенком. С высокой долей вероятности, его поведение вызвано не злым умыслом, а собственной беспомощностью, страхом сделать что-то не так, неумением успокоить младенца. Это классическая ловушка для молодых отцов: их отстраняют, считают неумехами, и они, в итоге, отдаляются, что подтверждает ваши худшие ожидания. Это порочный круг, который можно разорвать. Также я хотел бы обратить внимание на то, что ребенок спит с вами. Это не только его потребность, но также и признак того, что ваши с ним границы размыты. Ваши попытки уложить его отдельно — это не «пустая трата времени», а важнейший процесс сепарации, необходимый для психического здоровья вас обоих. Сейчас он не работает, потому что система «мать-дитя» находится в состоянии повышенной тревоги. Сон в обнимку под одеялом может быть небезопасен в вашем состоянии. Если пока не получается приучить спать ребенка в отдельной кроватке, рассмотрите вариант приставной кроватки, которая придвигается вплотную к вашей. Ребенок рядом, но у каждого свое пространство и свое одеяло. Это безопаснее. Поручите мужу ночные укачивания не в вашей кровати. Пусть он ходит с ребенком по комнате или сидит в кресле в другой комнате.

Самое главное сейчас – безопасность ваша и ребенка. Пожалуйста, прямо сейчас составьте для себя письменный план, что вы будете делать, если почувствуете, что агрессия нарастает и вот-вот выйдет из-под контроля. Например, вы можете уйти в другую комнату. Кричите в подушку или умойтесь ледяной водой. Съешьте что-то острое или кислое. Это помогает вернуть над собой контроль через телесные ощущения. Сделайте 10-15 резких выдохов, как будто пытаетесь задуть свечу. Главное в такие моменты – не успокоить ребенка, а успокоить себя. Ребенок может подождать.

Вы спрашиваете о таблетках при ГВ. Этот вопрос жизненно важно обсудить с врачом-психиатром, который специализируется на перинатальных расстройствах. Существуют препараты, которые совместимы с грудным вскармливанием и могут значительно помочь стабилизировать эмоциональный фон, снизить тревогу и агрессию. Ваше состояние — прямое показание для обращения за медикаментозной поддержкой. Поэтому я рекомендую вам, в течение ближайших нескольких дней найти такого специалиста и записаться к нему.

Чтобы разорвать круг взаимных обвинений, попробуйте говорить с мужем не с позиции обвинения, а с позиции своей уязвимости и потребностей. Начните со своих чувств, например: «Я чувствую себя совершенно измотанной». После этого опишите ситуацию: «...когда ночью я слышу, как ребенок плачет, а я не могу его успокоить, потому что уже не в себе...». Далее опишите, в чем вы нуждаетесь: «...мне очень нужна твоя помощь, чтобы я могла немного отдохнуть...». И заканчивайте конкретной просьбой: «...Можешь ли ты сегодня с 10 до 12 вечера полностью взять ребенка на себя, погулять с ним в коляске на балконе или в другой комнате, чтобы я могла поспать эти два часа с берушами?» Просьба должна быть максимально конкретной, по времени и месту.

Как только острая фаза кризиса будет позади с помощью психиатра, рекомендую вам заняться психотерапией, прежде всего диалектико-поведенческой терапией (ДПТ), которая хорошо подходит для работы с эмоциональной регуляцией при ПРЛ. Берегите себя.

 С уважением, консультант службы.