Вопросы
Здравствуйте, меня зовут Наташа, мне 22 года я выросла в токсичной среде, где эмоциональное насилие считается нормой (мои родители), у меня холодная мать абъюзер и манипулятор, а отец физически есть, но в воспитании и в жизни моей он практически не присутствовал. Мои желания, мои стремления, мои успехи и достижения всегда были чем-то не дотягивающим и недостаточным для родителей, в частности для матери, которая хвасталась мной перед другими женщинами, когда я была отличницей. Она постоянно сравнивала меня с другими в худшую для меня сторону, всегда говорила, что я дура, что я ничего не умею, кричала, ругала за оценки ниже 4, а то порой и за 4 ругала со словами "вот, твоя одноклассница пятерки получает, а ты?!", помимо этого мои же родители травили меня из-за моего лишнего веса, хотя это у нас генетическое и они оба сами полные. Мать с детства внушала мне, что худые девочки - правильные, красивые и достойные, а я - не такая, я плохая, я ничего не стою, меня не будут любить мальчики и вообще мне надо похудеть. Как-то дошло даже до такого, что мои родители всерьез хотели отправить меня под хирургический нож лишь бы избавить меня от жира на животе. Также параллельно с этим меня травили и оскорбляли одноклассники в школе по той же причине, была учительница, которая делала то же самое. Меня обесценивали, меня гнобили, выставляли посмешищем при всем классе (это делала моя на тот момент лучшая подруга, которая потом специально плакала и делала вид, будто она ничего такого не сделала, будто это не она настроила весь класс против меня, а сама такая бедная несчастная), ещё в возрасте лет 10-12 я уже умела скрывать и подавлять свои эмоции, потому что знала, что слезы - это слабость, поэтому не позволяла себе плакать ни при ком, кроме самой себя. У меня низкая самооценка, я очень не уверена в себе, я очень сильно себя порой ненавижу, когда-то у меня даже была ненависть к себе после каждого приема пищи. Сейчас ситуация снова обострилась, хочу переехать от родителей, но из-за того, что сейчас у меня идёт процедура банкротства, моя зарплата в размере 40 тысяч рублей это мизерно, учитывая, что в моем городе средняя квартира стоит 20 тысяч рублей, плюс до конца марта мне нужно платить каждый месяц юристам по 10 тысяч рублей. Я не знаю, что делать и как жить дальше. Я люблю рисовать, хотела даже это хобби превратить в работу, но, приходя домой, я не хочу ничего, кроме как спать и лежать в кровати, как будто дома из меня всю энергию высасывают. Плюс не хочется возвращаться и каждый раз слышать, что мы с сестрой рабы для родителей, а не их дети, что мы ужасные дети, потому что не делаем то, что должны, и я правда не знаю, что мне делать сейчас. Идти не к кому, снимать квартиру сейчас нет возможности, жить у них дома тоже не хочется, тем более, что они говорят, что это не наш дом и в нем ничего нашего нет, но делать большую часть работы должны мы просто потому, что они нас родили и воспитали...
У меня нет личных границ и я не знаю, как их выстроить, да и родители не в курсе, что такое личное пространство и что к детям не нужно лезть лишний раз.
Здравствуйте, мы очень ценим, что Вы смогли поделиться совей историей. Из Вашего обращения я понял, что Вы прошли через психологическое насилие, травлю, обесценивание. То, что Вы сейчас испытываете (истощение, отсутствие сил, растерянность) – это не Ваша слабость, это закономерная реакция на длительную травму. Вы пытались защищать себя годами, учились скрывать эмоции, подавлять боль.
Прежде всего, важно понять, что Вы не были «плохой» дочерью. Вы были ребенком, который нуждался в заботе, как и все дети, но вместо этого столкнулись с целой системой, направленной на контроль. Эмоциональное насилие, которое Вы описали (критика, сравнения, унижения, травля), это не нормальные события и очень здорово, что Вы нашли в себе силы обратиться за помощью.
Хочу также затронуть ощущение «высасывания энергии» при нахождении дома. Нахождение в среде, где Вас постоянно контролируют, требует сильных психологических затрат. Ваша психика постоянно находится в состоянии повышенной боевой готовности, в постоянном ожидании новой «атаки». В такой ситуации на творчество, планирование будущего сил просто не остается. Все ресурсы уходят на «выживание» в неблагоприятной среде. Ваше желание только лежать или спать – это не лень. Это защитный механизм, который работает постоянно, так как организм пытается восстановить затраченные ресурсы и укрыться от боли. Не стоит ругать себя за это.
Также важно уточнить про «границы». Личные границы не работают как стены, это больше похоже на правила доступа к Вам. Поэтому можно начать с малого. Первая выстроенная граница не обязательно должна быть внешней и видимой. Начните отделять собственное мнение от родительского. Не все, что говорят о Вас окружающие, является истиной. Также можно попробовать создать физическое безопасное пространство. Если есть возможность, выделите в комнате уголок, который будет только Вашим.
Прочитав Ваше обращение, я понял, что Вы любите рисовать и пока у Вас нет сил заниматься творчеством дома – не заставляйте себя. Попробуйте делать это вне дома. Это может быть парк, кафе. Для начала выделите буквально пару часов в неделю, чтобы просто рисовать в свое удовольствие. Не для работы, не для определенного результата, а просто для себя. Можно попробовать выразить на бумаге свои чувства, чтобы выплеснуть все, что накопилось внутри. Сейчас это самый безопасный способ дать выход эмоциям, которые Вы вынуждены подавлять, находясь дома.
Также рекомендую обратиться за помощью к специалисту. Наталья, сейчас найти помощь у профессионала – это не слабость, это необходимость. Помощь могут оказывать как очно, так и дистанционно. Такую помощь Вы можете получить у нас на сайте. Создав тему в рубрике «Личный кабинет», Вы сможете проработать свои трудности вместе с нашим специалистом, так как рубрика «Вопрос психологу» не дает такой возможности. В «Личном кабинете» Вы сможете вы процессе переписки получить необходимую поддержку.
Наталья, Вы уже сделали огромный шаг в разрешении трудностей, написав нам. Я верю, что у Вас достаточно сил, чтобы сделать следующий шаг. Берегите себя.
С уважением, консультант службы.