Вопросы

Автор: Яна
20.09.2025 22:13
Подростковый кризис

Здравствуйте. Сыну 14 лет, начался самый пик подросткового кризиса. Ребенок имеет инвалидность, ДЦП, но не серьезное, хромает сильно на одну ногу, интеллект сохранный. Так вот последний месяц началось дикое непринятие себя, сто он не такой как все, что он ущербный, что он никому не нужен, никто его не полюбит, у него не будет семьи, детей и т.д. А самое главное, что меня стало пугать, это то что его постоянно посещают мысли, что ему не нужна семья, он прям подходит и говорит что мама прости меня за мысли, но я не понимаю нужны вы мне или нет, хорошие вы или плохие и вообще зачем семья нужна, хоть мы всю душу в него вкладываем. Он перестал нормально спать, эти дурацкие мысли, что он не такой как все и что мы ему не нужны, что может мы его не любим просто одолевают его, на уроках, дома, перед сном он постоянно на этом зацикливается и потом приходит навзрыд плачет, что он не хочет так думать, но эти мысли в голове постоянно. Что делать, как помочь ребенку? 

Отвечает: Консультант службы
23.09.2025 07:40
Тревога, страхи, панические атаки

Здравствуйте, Яна.

Насколько я смог понять из Вашего обращения, Вы испытываете сильное беспокойство за моральное и психическое состояние своего сына, который из-за инвалидности не чувствует себя полноценным и не видит позитивных перспектив в своём будущем. Сейчас Вы пытаетесь понять, как можно помочь своему ребенку.

Яна, Ваши переживания в данной ситуации можно понять, ведь Вы вложили много сил в воспитании своего ребенка и, конечно, Вам бы хотелось, чтобы он рос успешным и уверенным в себе человеком. Вы говорите, что у Вашего ребенка «дурацкие мысли» о собственной неполноценности, однако Вы сами начали своё обращение с упоминания о его инвалидности, то есть, выделив это как одну из его значимых особенностей, на которую нужно обратить внимание. Естественно, что Ваш ребенок и его сверстники также обращают внимание на эту особенность, а это оказывает влияние и на формирование внутренней идентичности ребенка (например, что он не такой как все) и на развитие его отношений со сверстниками (в рамках которых он не чувствует свою значимость и не может удовлетворить важные для себя социальные потребности).

Для того чтобы помочь ребенку в данной ситуации, можно попробовать акцентировать внимание на его сильных сторонах, которые помогут ему реализовать себя, обрести уважение среди сверстников и ощутить свою значимость. Ведь Вы сами сказали, что у Вашего сына сохранный интеллект и, вероятно, у него есть таланты к каким-либо видам деятельности. Возможно, также будет полезно рассказать о примерах успешных и выдающихся людей, которые имели какие-либо физические ограничения, но смогли вопреки им себя реализовать и жить счастливой и полноценной жизнью. Таким образом, у Вашего ребенка смогут быть примеры для подражания, с которыми он мог бы себя ассоциировать.

Яна, если Вы понимаете, что своими собственными силами Вы не можете помочь своему ребенку, то лучше своевременно обратиться к квалифицированным специалистам. Например, Вы можете обратиться за консультацией к психологам социальных учреждений (центры социальной помощи, комплексные центры социального обслуживания и др.) по месту Вашего проживания.

С уважением, Дмитрий С.