Вопросы

Автор: АННА
02.09.2025 11:51
Нет подруг у девочки подростка

Добрый день. Моей дочери 12 лет и она очень стеснительная , у нее проблема найти подругу в школе. Ее не один раз уже предлагали, начинали дружить и как только вроде все хорошо и дружба налажена, девочка находила себе новую подругу,а дочь мою как будто и не замечала и эта ситуация происходит с разными девочками. Я в отчаянии и уже не знаю чем помочь,вижу как ребенку тяжело на душе из за того,что она в школе одинока. Дочь красивая,не глупая, ни в чем не нуждается, одевается не хуже других, в чем причина такой "дружбы" не могу понять и что с этим делать. Вот буквально вчера дочь пришла расстроенная снова,так как все лето она гуляла со своей одноклассницей и вместе пошли в школу,но переступив порог школы эта девочка побежала к другой и забыла про мою дочь,а сегодня даже не поздоровались 

Отвечает: Консультант службы
03.09.2025 14:59
Другая тема

Здравствуйте, Анна

Вы описали очень непростую для любой мамы ситуацию: видеть, как ее ребёнок сталкивается с одиночеством в школе и не может найти для себя стабильных дружеских отношений. Важно, что вы внимательно наблюдаете за дочерью, замечаете, как складываются её контакты и ищете способы ей помочь - это уже огромный ресурс для неё. Сам факт, что вы обращаетесь за поддержкой и пытаетесь разобраться в причинах происходящего, говорит о вашей вовлечённости и заботе о вашей дочери.

В ситуации, которую вы описали, важно видеть, что речь идёт не о том, что с вашей дочерью «что-то не так», а о более глубинных процессах, через которые проходит подросток в её возрасте, здесь есть несколько путей как вам можно действовать. Во-первых, это задачи социальной адаптации: в школьной среде у детей часто происходят смены симпатий, быстрые «переключения» внимания, и не всегда ребёнку легко удержать устойчивые связи. Во-вторых, личностные особенности вашей дочери: стеснительность, уязвимость к отказу, возможно, недостаток уверенности в себе, делают её особенно чувствительной к таким ситуациям. Ситуации отвержения могут болезненно отражаться на самооценке, формировать мысли «со мной что-то не так». И именно здесь важна поддержка: чтобы в её опыте появился не только опыт потерь дружбы, но и ощущение собственной ценности и способности быть принятой. Таким образом, дело не в том, что с дочерью что-то не так или она хуже других, а в том, что ей сложно совмещать свою чувствительность с теми правилами и быстрыми изменениями, которые есть в школьной среде.

В ситуации, когда у подростка есть трудности в установлении и сохранении дружеских отношений, полезным может быть мягкое и ненавязчивое введение нового опыта в формате совместных игр и бесед. Например, можно предложить дочери поиграть в ролевую игру «как подружиться»: мама берёт на себя роль одноклассницы, а ребёнок пробует разные варианты начала разговора или поддержки контакта. После игры можно вместе обсудить: «Какие слова тебе самой понравились больше?», «Что помогло чувствовать себя увереннее?». Это позволит дочери не только потренироваться в безопасных условиях, но и осознать, какие её способы общения уже работают, а где можно попробовать что-то новое. Также можно время от времени задавать открытые вопросы: «Как ты думаешь, что для тебя значит хорошая подруга?», «Что тебе особенно важно в общении с одноклассниками?», «Есть ли что-то, что ты хотела бы попробовать делать по-другому?». Такие вопросы помогают подростку выразить свои ожидания и переживания словами, а вам могут помочь лучше понять внутренний мир дочери. В этом возрасте ведущей становится сфера общения со сверстниками, и поддержка родителей важна не в виде готовых решений, а как создание «пространства безопасности», где можно пробовать, ошибаться и обсуждать. Поэтому такие домашние мини-практики могут дать дочери опыт уверенности в том, что она умеет быть интересной, а вы рядом не для оценки, а для поддержки.

Анна, сейчас ваша дочь оказалась в ситуации, когда ей трудно удерживать дружеские связи. Здесь движение может быть в сторону большей устойчивости ребёнка в общении и развития у неё навыков, которые помогут строить более надёжные отношения. Это не произойдёт сразу, но возможно поэтапно. Опорой здесь могут стать собственные ресурсы подростка: любознательность, способность к сопереживанию и желание дружить, они уже есть, важно их поддержать. В качестве первых шагов можно предложить дочери безопасные ситуации для общения вне школы, где есть возможность практиковаться: кружки, секции или совместные занятия по интересам. Там у неё может быть больше шансов строить контакты с теми, кто разделяет её увлечения, и меньше давления от школьной среды. Социальная опора важна и в семье. Для девочки значимо чувствовать, что мама рядом не только как наблюдатель, но и как поддерживающий взрослый. Разговоры дома, игры, в которых можно «репетировать» дружбу, позволят ребёнку отрабатывать сценарии общения в безопасной атмосфере. Таким образом, путь выхода не в том, чтобы сразу «решить проблему дружбы в школе», а в том, чтобы создать у вашей дочери пространство для тренировки социальных навыков и опыт того, что её ценят и принимают. Это поможет ей постепенно обрести уверенность, которая станет внутренней опорой в школьной среде.

Ваша тревога за дочь и желание помочь ей может стать важным ресурсом, на который можно опираться. Уже сам факт того, что вы внимательно замечаете её трудности и ищете пути поддержки, показывает: ребёнок не остаётся один на один со своей ситуацией. Сейчас важно не требовать от себя и от дочери быстрых изменений, а признать, что процесс формирования уверенности и дружеских связей идёт постепенно. Опора на маленькие шаги, внимание к её внутреннему миру и готовность быть рядом уже создают для неё базу, на которой будет расти сила и способность находить своё место среди сверстников. В этом есть ваша значимая роль как родителя - помогать дочери чувствовать, что она ценна и любима такой, какая есть.

Анна, настоятельно рекомендую вам посетить психолога или психотерапевта. Это поможет лучше понять ситуацию и найти решение проблемы. Вы и ваша дочь получите необходимую поддержку и опору. Консультации у специалиста проходят анонимно, и вы сможете обсудить беспокоящие вас вопросы.

К сожалению, данный формат психологической помощи «Вопрос психологу» не подразумевает задать Вам дополнительные вопросы, чтоб более полноценно разобраться с вашим запросом. Вы достаточно подробно все описали, однако, в данном формате разобрать все вопросы не предоставляется возможным. Я бы настоятельно рекомендовала бы вам написать специалистам нашей службы, открыть Личный кабинет с целью дальнейшего продуктивного и эффективного диалога.

В случаях, если поддержка необходима безотлагательно, можно обращаться по телефону интернет-службы психологической помощи: +7 (495) 989-50-50, также Вы можете позвонить на Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей.: 8 800 2000 122

С уважением, консультант службы.