Вопросы
Я ученик 11 класса, мне особо не к кому обратиться за помощь. И вот я пишу сюда, потому что чувствую себя одиноко и в одиночку у меня не получается сделать для себя верный выбор, от которого полагаю зависит многое в моей жизни. Родители идут на своей волне, хотят запихнуть меня в военное училище, до ЕГЭ 3 месяца и я все меньше верю в свое поступление в ВУЗ, который мне нравится. Сверстники просто деграданты в большинстве своём и я себя очень терзаю, когда поддаюсь соблазнам общества, я до конца не могу избавиться от зависимостей и начать жить счастливо, я примерно понимаю свои проблемы, но на столько измотан что даже не знаю с чего начать и главное как это сделать. Еще меня преследуют суицидальные мысли и по рассказам людей и родителей в том числе, войдя в жизнь я просто загнусь в бытовухе и все мои амбиции пойдут ко дну. Помогите, я хотел бы просто обсудить это все с опытным настоящим человеком, вчера я это пытался сделать с нейросетью, но понял что она мне не заменит живого психолога...
Здравствуйте, Евгений!
Вы поделились своими переживаниями о предстоящем выборе профессии. Это непростой период, это время относят к кризисному этапу, так как сомнения и муки выбора профессии свойственны, пожалуй, каждому. Если изучить биографии известных людей, то у многих можно найти истории о непростом выборе своего пути. То есть это нормально – сомневаться, искать, подбирать лучшее для себя решение. Учитывая, что вы живёте в родительской семье и учитесь в школе, родители могут предлагать свои варианты решений и считать их лучшими. Это связано с тем, что у взрослого человека жизненный опыт больше, и отдельные вопросы, с которыми в силу возраста Вы еще не встречались, родители могут предусмотреть. Поэтому не стоит игнорировать или пренебрегать этой информацией, а постараться учесть ее, но все же учиться делать свой собственный выбор.
Поэтому начнем с рекомендаций по конструктивному общению. Для того, чтобы вы были услышаны родителями, в разговоре лучше использовать стратегию «Я-сообщений» («Я-высказываний»). Если кратко, то это сообщение о своих мыслях/чувствах без обвинений в адрес собеседника. Более подробно познакомиться с этим способом общения можно в прикреплённом ниже описании.
Техника «Я-высказывания»
Я-высказывания — это техника, которая помогает выражать свои потребности, чувства, учитывать детали противоречий и находить приемлемое решение. Структура Я-высказываний состоит из 4 составляющих:
1. «Когда…» (Следует безоценочно описать ситуацию, которая вызвала напряжение);
2. «Я почувствовал…», «Мне стало…» (Выбрать слова для передачи личного переживаемого чувства);
3. «В связи с тем, что…», «Потому что…» (Прояснить причинно-следственную связь этого чувства по отношению к событию, действию);
4. «Я хочу…», «Я нуждаюсь…», «Мне необходимо…» (Предложить способ удовлетворения своего желания).
Нужно строить высказывания таким образом, чтобы они были направлены на вас, а не на внешний мир или собеседника, подчеркивая вашу собственную зрелость и ответственность. Когда вы обвиняете и перекладываете ответственность на чужие плечи, то это приводит к непониманию и конфликтам.
Пример такого Я-сообщения: «Когда ты перебиваешь меня, я чувствую себя угнетенно, потому что мне важно быть услышанным тобой и важна твоя поддержка».
Приобретая навык конструктивного диалога, Вы сможете улучшить качество общения не только с родителями, но и другими людьми, а это значит - снизить уровень напряжения между вами, уметь без конфликта донести свою мысль и услышать позицию другого.
Продолжим о контроле своих реакций. Дело в том, что именно напряжение, которое не осознается человеком, становится причиной его психоэмоционального истощения. Поэтому важно отслеживать собственное состояние и при необходимости чередовать напряжение и расслабление. В этом помогает оптимально организованный день, в котором важно высыпаться, полноценно питаться, сменять умственную и физическую деятельность. Евгений, эти рекомендации могут показаться достаточно простыми и известными Вам, но они работают. Помогают поддерживать оптимальное психоэмоциональное состояние разные техники саморегуляции, расслабления, медитации. Важно найти конструктивные (невредные) способы расслабления, которые помогают Вам, Евгений, и практиковать их. По ссылке можно познакомиться с отдельными техниками: https://www.b17.ru/article/420538/
Переходим к оценке своих ресурсов и планировании времени. Для того, чтобы силы расходовались рационально, важно начать правильно планировать. К примеру, у вас есть цель – поступить в определённый вуз, приобрести определённую специальность. Как оценить свои возможности?
Методика «Хочу-могу-надо» может помочь структурировать представления о своих возможностях. Эта схема может выглядеть как таблица, состоящей из трех столбцов – «хочу», «могу», «надо».
«Хочу» - это ваши интересы, склонности, то, к чему лежит душа. Это занятия и действия, которые вы могли бы выполнять с интересом, по собственной инициативе. Постарайтесь почувствовать себя и свои потребности, проанализируйте, что приносит Вам удовольствие, а что, наоборот, вызывает внутреннее сопротивление.
«Могу» - это ваши способности, возможности здоровья, особенности вашей личности. Это уровень знаний и умений. В каких-то делах человек менее успешен, быстрее устаёт, начинает нервничать, злиться, теряться, а в других – за ним не угнаться, он занимается с удовольствием. Незнание своих способностей, состояния здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к ошибочному выбору.
«Надо» - это требования, накладываемые извне (например, обществом, окружением, работодателями, особенностями работы и профессии, возможностями среды и т.п.). Реализовывать некоторые планы, если имеются ограничения, бывает затруднительно. Но это также задает границы взаимодействия, очерчивает круг возможностей. Оцените, насколько Вы сможете реализовать свои планы в соответствии с возлагаемыми в связи с этим выбором требования.
Еще одна простая и популярная техника принятия решений - Методика «Квадрат Декарта». Для ее выполнения Вам понадобится лист бумаги и карандаш.
Суть техники заключается в последовательном, и максимально вдумчивом ответе на четыре вопроса:
1. Что будет, если это произойдет?
2. Что будет, если это НЕ произойдет?
3. Чего не будет, если это произойдет?
4. Чего не будет, если это НЕ произойдет?
Чем больше ответов вы напишите на каждый вопрос, тем лучше. Благодаря проделанной работе, вы сможете наглядно определить наиболее важные критерии вашего решения, а так же определить значимость каждой из альтернатив.
Две техники, описанные выше, помогают принимать решения. Далее важно составить план действий. Для Вас, Евгений, это может быть план на ближайшие 3 месяца. Важно прописать его определённым образом, тогда все значимые и незначимые дела будут видны.
Для этого можно использовать матрицу Эйзенхауэра, один из популярных и эффективных методов тайм-менеджмента. Для начала разделите лист на 4 части (4 квадранта).
Суть матрицы состоит в том, чтобы разделить все задачи на четыре группы:
1. "Важные и срочные". (Задачи, выполнение которых должно привести к поставленным целям. Такие задачи нельзя отложить. Срочная задача — та, у которой есть срок выполнения, а не та, которую надо сделать «прямо сейчас»).
2. "Важные, но несрочные". (Обычно это то, чем стоит заниматься ежедневно, уделять максимум своего времени).
3. "Срочные, но неважные".
4. "Неважные и несрочные".
Чтобы правильно распределить задачи по квадрантам, нужно оценить их важность и срочность. Важная задача — та, которая приведёт к достижению необходимых целей.
Использовать матрицу Эйзенхауэра можно там, где вам удобно - в обычном блокноте, на канбан-доске или в мобильном телефоне.
После подготовки матрицы начните из той части, где срочные и важные. Рядом с задачей укажите: что можно сделать самому, а что с помощью помощников - других людей .
Также при выполнения крупных задач помогает «Метод слона», который заключается в том, чтобы «нарезать «крупные задачи на небольшие кусочки — «бифштексы». Эти «бифштексы» следует «съедать» каждый день, вплоть до полного завершения задачи. Для выполнения мини-задач помогает «трекер привычек», о котором можно узнать в интернете. Евгений, пробуйте облегчить себе решение задач установкой на то, что все их можно решить, главное, подобрать правильный способ.
Помните, Евгений, что Вы точно не один, во-первых, рядом с вами есть люди, которым Вы небезразличны, во-вторых, Вы можете получать бесплатную поддержку психолога. Например, на нашем сайте в режиме переписки пролонгированно: столько, сколько необходимо. Для этого Вам достаточно открыть тему в рубрике «Личный кабинет». Общение проходит в удобном для Вас формате в закрытом чате, где можно делиться тем, что волнует и получать психологическую поддержку специалиста. Это бесплатно, можно писать сообщения в любое время суток, и получать ответ в течение 1-2 дней. Также при необходимости Вы можете звонить неограниченное число раз на любой доступный телефон доверия. Всероссийский телефон доверия 8 800 2000 122 оказывает услуги анонимно, круглосуточно, бесплатно. Очно и бесплатно с психологом можно работать по месту жительства в социальных службах, достаточно просто записаться на приём. Обращаю внимание, что при необходимости получения консультации любого врача вы можете это делать самостоятельно, информирование родителей о посещении не осуществляется.
Вы делаете важные шаги для своего психологического благополучия, и значит, у вас всё получится. Успехов на вашем пути.
С уважением, консультант службы.