Вопросы
Будучи 16 летним подростком, я готовлюсь к ЕГЭ, к предметам которые относятся к одним из самых сложных. Я с детства всегда была очень сообразительной и у меня хорошая память, я читаю, неплохо рисую, решаю головоломки, мне так казалось, хотя я не имела каких-то успехов, как мне кажется, я всегда была среднячком, меня никто не замечал и забывал мое имя, я была отличницей только в начальном классе, и то, зачем вообще? Мои родители вечно хотят, чтобы я была лучше, чем мои братья, ведь у меня якобы есть способности. Но я не вижу этого, не вижу доказательств их словам. Я стараюсь, но получаю средние результаты, а если и выше среднего, то чисто по удаче. Я понимаю, что обесценивать свои заслуги, даже очень малые, совершенно нельзя, но когда вокруг тебя одни гении, олимпиадники и люди которых замечают даже за их глупость, мне совершенно сложно это делать. Мне хочется чтобы меня запомнили, заметили, зауважали, чтобы я чего-то стоила, ведь я всегда была мышкой, серой и послушной, маленькой как личность. Все мои друзья всегда пользовались мной и моей наивностью в детстве, смеялись надо мной, но некоторые(чудные) иногда все таки тянулись ко мне, что я только задавалась вопросом почему так и как я заслужила этого, я не ценила этого. И теперь у меня совсем нет друзей. Я всегда отстраняюсь от людей, мне не хочется им доверять и вообще даже верить, что они поймут меня. Это эгоистично, я понимаю, но я инстинктивно боюсь непринятия моей никчемной и ничем не примечательной личности, мне хочется закрыться либо же вести себя наигранно-эгоцентрично. Сейчас я учусь в классе действительно гениев, они все олимпиадники и несут хоть какие-то надежды учителям, среди этих учителей есть один мой любимый учитель. Я хотела всегда привлечь ее внимание тоже, она очень похожа на мою маму, но все это как мне кажется безуспешно. Из-за постоянного желания выделиться, я тороплюсь с ответами в вопросах и тестах, появляется невнимательность и естественно- ошибки. Из-за постоянных ошибок из-за моей глупости и, я не знаю почему, торопливости, я просто плачу в туалетах и рву тестовые листы. Я все действия делаю на тревожности, стрессе и торопливости, будто бы за мной кто-то гонется, будто я участвую в гонке кто быстрее всех получит больше всего ошибок в тесте(обычно у меня их всего 2)
Здравствуйте, Диана!
Диана, в Вашем обращении Вы подчеркиваете, что испытываете тревожность, стресс, находитесь в состоянии постоянной гонки. Давайте также немного порассуждаем о том, откуда может взяться идея о том, что Ваша личность непримечательна, о том, что Вы никчемны и непременно должны подавать кому-то надежды?
Итак, человеку свойственно сравнивать с себя с другими, но ведь младенцу по большей части все равно какой он. Когда же появляется недовольство собой?
Сравнение себя с другими людьми есть не что-то врожденное, иначе бы все поголовно люди сравнивали себя с другими и страдали от этого.
Не все модели, которые мы видим, усваиваются. Модель такого поведения усваивается, если она полезна или кажется таковой. И в случае сравнения с другими – это коппинг-стратегия (или стратегия совладания), которая позволяет что-то достигать. А что же такого ребенок может достигать с помощью этой стратегии?
Возможно, вы уже догадались, Диана. Сравнение это про условную любовь. Если ты хороший и лучше всех – тебя любят, если нет – а почему не как у дочери маминой подруги?
Дальше ребенок пробует становиться лучше, лучше учиться, быть послушным, делать уборку, быть аккуратным, достигать успехов и т.д.
По итогу ребенок делает вывод, что надо стать лучшим, чтобы получить любовь и внимание. Соответственно, попадая в такие ситуации, где не получается быть на коне, возникает тревога – а вдруг я потеряю любовь и связвнные с ней принятие, понимание со стороны окружающих? И тут сравнение выходит, как такой помогающий механизм – обрати внимание, где тебе нужно стать лучшим. И человек начинает нескончаемый бег к самоулучшению ценой потери себя.
Это я про олимпиадников и гениев, Диана.
Да, с одной стороны сравнение и правда помогает найти точки роста, с другой стороны значительно понижает самооценку, мешает реализации, создает негативные эмоции, имеет проблемы с выстраиванием отношений и т.д. Человек не живет свою жизнь, он живет жизнь, которую от него ожидают жить. Он в бесконечных попытках кому-то что-то доказать.
Если такое происходит постоянно, то человек со временем начинает чувствовать свою никчемность, дефективность, ущербность и т.д. «Ну а раз ты никчемен, - рассуждает автор установки о том, что его значение в жизни равно нулю, - то какой смысл что-либо пытаться делать, если у тебя все равно ничего не выйдет. Не выйдет также хорошо, как у дочери маминой подруги». К эмоциональным страданиям добавляется прокрастинация, а жизнь становится ограничена.
Как помочь себе, Диана?
1. Понять свою уникальность
Каждый человек уникален и неповторим. У вас свои гены, свой жизненный опыт, свои условия, свои возможности, вы отличаетесь детством от других людей, у вас другие особенности. У каждого – свой путь.
Зачастую бывает так, что вы добились успеха, а тут приходит человек, который значительно вас опережает. Вы думаете, что вы никчемны, раз не смогли добиться того же, что и он, а по итогу вы просто находились в разных условиях. Другому человеку могло просто повезти – с семьей, с окружающими людьми, с врожденными характеристиками. То, что он достиг – случайность, истечение обстоятельств. Находясь в его условиях, вы могли бы в действительности достичь гораздо больше с вашим трудолюбием.
Нет идеальных людей, у которых все получается. Каждый человек обладает своим набором характеристик, достоинств и недостатков.
2. Избавиться от черно-белого мышления
Человеку часто кажется, что он хуже всех. В реальности есть спектр оценок. Начертите полосу от -10 до 10, попробуйте разместить себя на этой полосе. Где -10 – самый бездарный человек на земле, а +10 - самый талантливый.
В норме люди обычно оценивают себя посередине и чуточку лучше. В районе от 1 до 3. Не гениален, но и не такой ужасный. Когда же у человека есть проблема с самооценкой, он сравнивает себя с другими и может найти кучу людей лучше себя. А сам он плетется где-то в конце. Чем ближе вы к какому-либо краю, тем выше вероятность, что у вас есть проблемы с самооценкой. Либо она завышена, либо занижена.
А теперь попробуйте найти еще 10 людей, которые были бы хуже вас и 10 людей лучше вас. Разместите их на каждый пункт шкалы. Всегда можно найти людей хуже себя и всегда будут люди, кто лучше вас. И это нормально!
Обращайте внимание на свои достижения, замечайте свои успехи, хвалите себя. Нет идеальных людей, но и нет полностью ужасных.
3. Понять, что Вы достойны любви и принятия уже сейчас. Пожалуй, Диана, это самый сложный пункт, особенно, если человек всю жизнь усваивал концепцию условной любви, что его можно любить только если он чего-то стоит.
Есть у человека представление о том, что можно любить какую-то идеальную фигуру, которая никогда не ошибается и вообще самая лучшая. Естественно, это недостижимо и человек играет роль, а не является.
Человек так гнался за принятием, но не смог его получить. Его так никто настоящего и не признал. И человек делает неверный вывод: меня нельзя любить, потому что я не лучше всех.
Знание самой себя, адекватная самооценка, интерес к личным потребностям, стремление разнообразить жизнь, привнести в нее позитив, отыскать то, что по-настоящему нравится, приносит удовольствие – вот то, что наполнит Вас, Диана. Нет нужды кому-то что-то доказывать, пытаться завоевывать чье-то доверие, ждать интереса в свой адрес; важно любить, ценить и принимать себя только потому, что Вы есть, Диана.
С уважением, консультант Службы.