Вопросы
Здравствуйте, пол года назад не стало моей супруги, с которой прожили 15 лет вместе. Осталось двое детей несовершеннолетних, ради них и живу ещё. Много перечитал книг как пережить потерю близкого, но все это не работает, от слова совсем. Пить и разрушать свою успешную жизнь не хочется, нужно детей поднимать. Раньше меня в сложных ситуациях спорт спасал. Теперь же я настолько сломлен, что не хочется ни чего. В поликлинике выписали антидеприсанты, но все что они могут это блокировать умственную деятельность и ходишь такой же подавленный, только ещё и работать не возможно (работа умственного труда). Не знаю как быть, ни что не хочется, ни что не радует, как все это пережить. Семья,, для меня была всем, и хоть дети это тоже семья, частички жены, но без неё все не то. Каждый день как молитву повторяю, должен жить ради детей. Как вернуть смысл и радость к жизни, пока ещё существуют остатки моей нервной системы. Может у вас есть специалисты, которые учитывая особенности личности и состояния более грамотно подобрать какие то препараты.
Константин, здравствуйте.
Вы столкнулись с одной из самых трагических и болезненных ситуаций в жизни – со смертью близкого человека. Я искренне Вам сочувствую и очень хочу поддержать в этот тяжелый период. Спасибо, что смогли поделиться своим горем и обратились за помощью.
Поскольку Вы сами уже читали множество книг по теме, то наверняка знаете, что переживание утраты очень ответственный, непростой и небыстрый процесс, его даже называют работой, «работой горя». Он связан с сильными эмоциями, тягостными состояниями, необходимостью перестройки основных сфер жизни, словно «пересобиранием» себя и своей жизни заново… Восстановление после удара требует времени и определенных обязательных для такого рода ситуаций действий.
Константин, исходя из небольшой по объему информации Вашего сообщения я рискну сделать предположение. Возможно, что отчаяние и ощущение, что не справляетесь, могут быть связаны с недостаточностью тех самых необходимых для проживания горя действий, а также с нереалистичными ожиданиями от себя.
Теряя близкого, мы сталкиваемся с душевной болью и множеством разных, подчас очень мучительных эмоций и переживаний.
Для эффективной «работы горя» просто необходимо иметь пространство для соприкосновения со всеми этими сложными чувствами, возникающими в связи со смертью: растерянностью, злостью, страхом и тревогой, чувством вины, печалью и тоской… Это важнейшая часть восстановления. Если чувства тоски, злости, отчаяния подавлены, заперты внутри, то там не находится пространства для других переживаний, для возвращения радости жизни. Для начала нужно позволить себе переживать эти чувства. А в идеале – иметь возможность разделить их с близкими, поделиться. Подумайте, пожалуйста, и ответьте себе на вопрос, позволяете ли Вы себе соприкасаться со своими чувствами? Есть ли у Вас время и пространство, чтобы дать волю слезам, оплакивать свою утрату? Или Вы останавливаете себя: из опасения «не справиться» со шквалом эмоций или пытаясь «быть сильным» ради детей?
Константин, человек так устроен, что попытки заглушить боль и подавить чувства продлевают и часто затрудняют работу горя. В этом плане важно сохранить возможность чувствовать. Оставаться живым.
Конечно, есть случаи, когда медикаментозная терапия оправдана, но бывает и так, что, столкнувшись с сильными «негативными» эмоциями, человек сомневается в своей способности справиться и решает прибегнуть к препаратам. Повторюсь, в некотором спектре ситуаций это оправдано, но во многих других случаях – нет.
Константин, я бы рекомендовала Вам обратиться на очную консультацию к медицинскому психологу или психотерапевту, чтобы совместно с другим специалистом проанализировать имеющуюся симптоматику и еще раз оценить эффективность употребляемых медикаментов и в принципе необходимость приема лекарств в вашем случае.
Естественно, не стоит оставаться один на один с сильными болезненными чувствами, из страха перед которыми у нас возникает мысль об «обезболивании». Надо найти возможность эмоциональной поддержки (у близких, у специалиста-психолога). Есть ли у Вас сейчас в доступности (физически, онлайн, по телефону) люди, готовые психологически быть рядом, выслушать? С кем Вы можете не смущаться своих чувств и говорить о том, что волнует? Кто может просто тепло обнять? Позволяете ли Вы сами сейчас увидеть и принять такую поддержку?
Константин, в этот период крайне важна возможность делиться воспоминаниями об умершей жене. Самыми разными: и радостными, и не очень – с самого момента знакомства и обо всей совместной жизни, включая планы на будущее, которым не суждено теперь состояться с ней, которые придется изменить. Позволяете ли Вы себе вспоминать? И есть ли те, с кем можно делиться воспоминаниями?
Ведь работа горя как раз и состоит в том, чтобы пережить все мучительные чувства, сопутствующие утрате; создать полноценный ресурсный образ близкого в памяти, постепенно выстроить жизнь заново и продолжать жить.
Описанное выше касается тех действий, которые просто необходимо предпринимать.
И потенциально может быть также аспект, касающийся нереалистичных ожиданий в отношении скорости восстановления.
Константин, полгода при такой значимой утрате – совсем небольшой срок. И не стоит ожидать, что радость жизни вернется сразу и в полном объеме. Организму и психике надо восстановиться. Даже при условии грамотных действий (проживания чувств, получения поддержки) в ряде случаев заметные изменения в состоянии могут начать появляться спустя приблизительно год. И важно дать себе время, не подгонять и не пугать самого себя тем, что радость не вернется. Если бы горе навсегда убивало радость жизни, человечество уже давно перестало бы существовать…
Поскольку горе – это интенсивный стресс и серьезная нагрузка, точно стоит поискать действия и занятия, которые помогают восстанавливать силы и дают эмоциональную подпитку. В такие периоды действительно может гораздо хуже «работать» привычный спорт. Это связано с тем, что организм истощен, а привычный спорт – это также затрата сил. Поэтому в такие периоды движение принципиально важно, но наша физическая активность должна напоминать скорее физкультуру (растяжки, прогулки, спокойное плавание), чем спорт высоких достижений.
Константин, понимаю, что не всегда бывает просто получить достаточно поддержки в такие периоды. Особенно в подобных случаях, когда на Вас еще полностью лег груз ответственности за детей, и это может подкреплять стереотип «быть сильным» и, к сожалению, останавливать в обращении за помощью к близким.
Я рекомендовала бы Вам найти возможность обратиться к психологу. Если по какой-то причине очные консультации сейчас неудобны, можно попробовать текстовый формат: создать Личный кабинет на нашем сайте, например. Если готовы говорить непосредственно «лицом к лицу», это может оказаться поистине целительно.
Константин, у Вас точно есть смысл справляться: Ваши дети, которым Вы очень нужны и для которых являетесь и опорой, и примером. Ваша работа. Наверняка и еще что-то, что просто не было упомянуто в сообщении.
И в то, что при правильном подходе Вам по силам пережить полноценно эту тяжелую утрату и вернуться в жизни, я искренне верю.
Желаю Вам сил и поддержки. Берегите себя.
С уважением, консультант службы.