Вопросы

Автор: Хадижа
11.01.2025 18:54
Тревожность из-за предстоящих экзаменов

В данный момент моя жизнь состоит из родственников, друзей и учебы . И из этого только с родственниками у меня сейчас все хорошо, дружба в сентябре 2024 года начала рушится. Насколько себя помню , у меня довольно идеализировано понятие дружбы, где другом является тот человек который будет рядом когда мне плохо. В следствии я поняла что мне сложно отпускать человека к которому я очень привязалась , но и сделать вид что в общение все хорошо я не могу. Ведь ощющени от общения будут не те как прежде , и так вышло что мне пришлось прервать общение с человеком который был мне очень дорог и к которому я привязалась. И так вышло что именно в момент прекращения дружбы у меня не было друзей с котороми я могла бы быть , оставшись наедине со своими мыслями я пришла к выводу что со мной что-то не так . Да звучит все легко, но на деле почему-то очень больно , а из-за учебы у меня нет времени чтоб завести новых друзей, так как я не смогу уделять им время . Так же предстаящие экзамены вгоняют в стресс. По учебе я среднячеек , нормально воспринимаю информацию, но сейчас слишком часто мне начали говорить о сложности предстоящих экзаменов , и постепенно уверенность что я сдам начала пропадать.Сдать мне нужно на высокий бал , так как в семье я не одна и родители не смогут оплачивать мое обучение . И когда я переживаю из-за этих вещей то на подготовку не останется ни сил ни времени. Хочу прийти более менее в нормальное состояние, например не так заклициваться на людях и поднять самооценку чтоб был стимул продолжить обучение, особенно когда нагоняют страх. Пожалуйста подскажите как исправить данную ситуацию в лучшую сторону?

Отвечает: Консультант службы
14.01.2025 15:45
Проблемы коммуникации, отсутствие общения, одиночество

Здравствуйте, Хадижа!

Переживания, связанные с разрывом дружеских отношение и невозможностью на данный момент найти новых друзей, наслаиваются на тревогу, связанную с предстоящими экзаменами и препятствуют подготовке. Обращаясь в Интернет-службу, Вы хотите получить рекомендацию по нормализации своего состояния и возвращения в продуктивное русло.

Хадижа, разрыв дружеских отношений всегда воспринимается очень болезненно. Каждый человек и каждая система, которой и является группа друзей, одновременно может стремиться как к сохранению того, что есть здесь и сейчас, так и к росту (развитию), каким бы то ни было изменениям. Это не значит, что с Вами что-то не так. Разрыв отношений может быть вызван любыми причинами, даже теми, на которые Вы не можете повлиять.

В моменты разрушения отношений, мы часто стремимся к тому, чтобы найти причину произошедшего; в результате таких размышлений мы часто начинаем обвинять себя. Чтобы справиться с такими негативными и обвинительными чувствами, нужно определить для себя и убедиться в том, что есть то, на что мы не можем повлиять. Так, мы не можем повлиять на чувства другого человека. Да, мы можем стараться удовлетворить некоторые потребности близкого человека, но многое зависит от желания другого человека получать и давать что-либо взамен.

Хочу также отметить, что любой кризис (прекращение общение с близким человеком является кризисом) – это лишь часть нашей жизни, которая также может являться точкой для роста. Виктория, оглянитесь назад, посмотрите на тот опыт, которые принесли Вам данные отношения. Вы умеете дружить и ценить дружбу. Это часть становления Вас как личности! Вы получили некоторый опыт, который затем будет влиять на дальнейшие взаимоотношения. Да, сейчас у Вас нет времени, чтобы заводить новую дружбу, но это все временно, но все еще впереди. Впереди новые знакомства, новые впечатления. Прошлый опыт не свидетельствует о том, что Вы не заслуживаете дружбы. Очень важно обращаться к прошлому в позитивном ключе и относиться к ошибкам как к получению знания о том, как действовать не стоит.

Можете выполнить технику «Контейнирование». Контейнирование – это способность распознавать, бережно для себя и окружающих переживать и выражать эмоции. Попробуйте «погрузиться» в свои эмоции, увеличить их выраженность. Думайте о ситуации, которая вызывает неприятные эмоции, озвучивайте негативные мысли, опасения, которые возникают в голове. Следующий шаг - мысленно извлечь неприятное чувство из своего тела (где там оно ощущается в данный момент) и положить в воображаемый контейнер. Представьте, как он выглядит, можете нарисовать его. Контейнер обязательно должен быть с плотно прилегающей крышечкой – завинчивающейся или защелкивающейся. Главное, чтобы негативные мысли и чувства не могли выскочить оттуда без Вашего намерения. Вы можете иногда «открывать» контейнер, обдумывать ситуацию, но смысл этого упражнения в том, что оно препятствует нерегулируемому возвращению к навязчивым чувствам и эмоциям. Вы можете открывать контейнер в свободное от подготовки к экзаменам время: например, выделять 40 минут вечером каждый день (но не перед сном, чтобы тревога не препятствовала засыпанию).

Это время (когда «контейнер» открыт) Вы можете посвятить анализу ситуации. Переживания из-за разрыва дружбы вызвали мысль: «Со мной что-то не так». И именно эта мысль вызывает у Вас тяжелое эмоциональное состояние, которое, в свою очередь, влияет на осуществление деятельности (мешает подготовки к экзаменам). Поэтому чтобы прервать эту цепочку эффективнее всего будет изменение первоначальной мысли. Подумайте, так ли эта мысль конструктивна? Для начала определите, что именно с Вами «не так».

Попробуйте следующую технику. Возьмите лист бумаги, поделите его на две части. Начните заполнять правую сторону. Напишите доводы, которые подтверждают мысль: «Со мной что-то не так». Например, можно привести следующие доводы (предлагаемые доводы созданы на основе текста, некоторые являются выдумкой, поэтому не принимайте те доводы, которые Вам не своейственны):

«- У меня слишком идеализированные представления о дружбе и это осложняет отношения.

- Я не могу делать вид, что в отношениях все хорошо, хотя это не так…

- Сейчас я одинока…»

Выпишите все мысли, которые приходят в голову. Далее к каждому доводу сделайте приписку «НО» и продолжите мысль (как бы приводя аргумент, почему это не может являться правдой). Например:

«-У меня слишком идеализированные представления о дружбе, но это становится ориентиром, который корректирует мое поведение и стимулирует меня быть хорошим другом.

- Я не могу делать вид, что в отношениях все хорошо, хотя это не так, НО это свидетельствует о моей искренности.

- Мои подруги меня бросили…

- Сейчас я одинока, НО на разрыв отношений могут влиять разные причины, и я не могу влиять на все».

Когда Вы приведете опровержения ко всем мыслям, переходите на левую часть листа. Там приведите доводы, которые опровергают мысль «Со мной что-то не так». Например:

« - Есть одноклассники/одногруппники, которые настроены ко мне доброжелательно.

- Я всегда стараюсь сделать что-то хорошее своим друзьям.

- Я всегда готова прийти на помощь.

- Семья меня любит и ценит.

- Никто не идеален, и я в том числе. Но это не является причиной одиночества». И т.д.

Когда Вы закончите, прочитайте таблицу и оцените теперь, насколько верна Ваша мысль, насколько она отвечает истине. Такие действия желательно реализовывать каждый раз при возникновении негативных переживаний.

Хадижа, если предложенные рекомендации не привели к улучшению или возникли сложности в выполнении упражнений, предлагаю обратиться в рубрику «Личный кабинет», где в формате диалога с психологом Вы можете обсудить возникающие трудности.

Помните, что разрыв отношений не характеризует Вас как личность и не свидетельствует о Ваших недостатках. Постарайтесь сосредоточиться на экзаменах, отводя тревожащим мыслям определенное время. Возможно, данный конфликт может стать для вас исходной точкой для внутренних изменений и роста. А также поддержания внутреннего баланса при принятии нового и сохранении уже существующего и развития внутреннего понимания собственного состояния.

С уважением, консультант службы!