Вопросы
Здравствуйте. Мне 17 лет я ещё не закончил школу и даже не представляю что ждет меня в будущем. У меня замечательная семья я горжусь своими родителями и очень боюсь что позорю их, я каждый день переживаю что не оправдываю их ожиданий и расстраиваю их. Главная проблема в том что не знаю как мне сейчас жить, меня уничтожают страх и тревога, ведь я не очень хорошо учусь. У меня в основном тройки, но не потому что я не хочу учится. Стараюсь всё выучить, но всё равно нечего не получается. Родители наняли мне репетитора, но всё-равно мне тяжело. Я боюсь что не сдам ЕГЭ, всё-таки я понимаю что не готов к нему. Родители уже нашли мне институт, подготовили документы. Но я не готов… Мне очень плохо морально и физически у меня нет сил даже встать с кровати… Никто не понимает насколько мне плохо и тяжело. Я потерял смысл жизни, не могу ничего, ничего не получается. Постоянные панические атаки, не один совет мне не помог. Я понимаю что вряд ли и это мне поможет. Но если не сложно, подскажите как выбраться из этого состояния, что мне нужно сделать?!?
Здравствуйте, Антон. Нагрузка на учебе негативно влияет на ваше настроение. Вас беспокоят предстоящие экзамены и ответственность, которую вы ощущаете. Вы очень устали, вы чувствуете себя подавленно, и хотя вы очень стараетесь учиться, не совсем понимаете, зачем вам это нужно. Вы встревожены, вас беспокоят самокритичные мысли. Антон, ситуация, в которой вы оказались, действительно очень болезненна, поэтому очень важно, что вы нашли в себе силы рассказать о переживаниях и обратиться за поддержкой.
Антон, в обращении вы пишете, что основной стимул учиться для вас – это чувство ответственности перед родителями, страх их разочаровать. Эта необходимость учиться исходит как будто от них, даже выбор института осуществляют они сами. Вами же движет не желание учиться или получить профессию, которая вас привлекает, вы не знаете, чем именно хотелось бы заниматься, а стремление к тому, чтобы они вами гордились. Получается так, что основная мотивация для вас избегание неудач. Это может приводить к тому, что в первую очередь замечаешь негативные последствия своей деятельности, ошибки и недостатки. Могут возникать самокритичные мысли, негативные прогнозы. Такие мысли могут приводить к нежеланию продолжать деятельность, снижению мотивации, из-за них нужно тратить все больше сил. Возможно, ваши противоречивые чувства в этой сфере связаны именно с такими переживаниями.
Помимо мотива избегания неудач, существует и другая форма мотивации – достижения успеха. Она формируется, когда мы воспринимаем, обращаем внимание не только на наши неудачи, а в большей степени на вещи, которые получаются у нас успешно. Позитивные эмоции, связанные с переживанием успеха, побуждают все больше и больше получать такие результаты. И в таком случае мы становимся более активными, деятельными, стремимся расширить свои возможности. Но излишне развитая самокритика может этому мешать. Хотя умение видеть свои ошибки – полезный навык, который помогает нам корректировать свое поведение, важно относиться к своим недостаткам сострадательно. Самосострадание помогает нам справиться с внутренним критиком, который формирует у нас негативное восприятие себя, толкает к стратегиям избегания. Для того чтобы «усмирить» этого внутреннего критика можно постараться развить в себе его «антипода», ту часть личности, которая будет его полной противоположностью. Это означает, заняться в себе развитием в первую очередь самосострадания, самопринятия, умения себя поддержать, проявить к самому себе заботу и любовь. Эти качества помогают снижать тревогу, чувство вины, способствуют более свободному проявлению себя. Я хочу предложить вам одно упражнение, которое может помочь обратиться к сострадательной части вашей личности. Она называется «Письмо от друга». Для его выполнения понадобиться ручка или карандаш, лист бумаги и несколько минут свободного времени. Сначала нужно выбрать черты характера, поведение или мысли, которые вызывают в нас недовольство и неуверенность в себе. Затем представить себе воображаемого друга, который безоговорочно любит и принимает вас с вашими слабостями и достоинствами. Чем ярче и четче мы представим такого человека, тем эффективнее будет упражнение. Далее нужно написать себе письмо от лица этого друга, выражая сострадание и понимание всем особенностям. Это упражнение может помочь вам развить такой важный навык, как сострадание е себе.
Вы пишете, что не понимаете, что хотите от жизни и к чему стремитесь. Поэтому важно посвятить время поиску сферы, которая могла бы приносить вам удовольствие, удовлетворение. Попробуйте вспомнить о занятиях, которые ранее приносили вам радость. Возможно, именно в них вы сможете найти интересующую вас профессию. Также в этом может помочь техника «Мой идеальный день». Эта техника помогает получить ясность относительно ваших потребностей, желаний и интересов. Вот как ее выполнить: Найдите время и спокойное место: Убедитесь, что вас никто не потревожит. Лучше всего делать это в тишине. Вообразите идеальный день: Закройте глаза и представьте свой идеальный день от начала до конца. Какое время вы пробуждаетесь? Что делаете утром? Где находитесь? Как проводите время с людьми? Попробуйте максимально подробно описать, что включает в себя ваш день. Обратите внимание на моменты, которые приносят вам радость и удовлетворение. Какие занятия вам нравятся? Какой у вас распорядок? Возможно, это даст вам подсказки, которые помогут вам определить интересную для вас сферу.
Антон, трудности, с которыми вы столкнулись, действительно очень сложные и могут приносить много страданий. Вы можете самостоятельно повлиять на свое состояние, но гораздо эффективнее это делать с помощью специалиста. Поэтому рекомендую вам проконсультироваться с психологом или психотерапевтом очно или онлайн. Возможно, в вашем учебном заведении есть специалисты, которые консультируют учащихся. Вы большой молодец, что решили обратиться за поддержкой, написав на наш сайт. Вы совершили важный шаг, и я надеюсь, что вы продолжите этот путь. Берегите себя.
С уважением, консультант службы.