Вопросы
Здравствуйте. Меня зовут Анна, мне 16 лет.
Дело в том, что я до ужаса боюсь ЕГЭ. Все вокруг говорят, что это абсурдно, ведь я еще только в 10 классе, но я чувствую сильную тревогу даже при мыслях о ЕГЭ. Иногда меня чуть ли не трясет, когда я думаю об этом.
Меня пугает то, что я даже не знаю, какие предметы буду сдавать. Физику? Литературу? Обществознание? То есть даже не одного направления предметы - я на столько не представляю свое будущее и меня это безумно пугает. И все говорят, что ЕГЭ можно пересдать, но для меня это не так. Один шанс и всё. То, какие предметы я буду сдавать и на какие баллы сдам полностью определит мою дальнейшую жизнь. Я не знаю, кем хочу быть, чего хочу от жизни и я раздражаю этим маму. Она тратит на мое образование много денег, а я ни в чем не успешна. Просто потому что мне не нравилось что-то больше пары месяцев. Два месяца максимум. То одни курсы, то другие. Художественная школа быстро меняется на кружки по физике, а они на изучение какого-нибудь языка или еще что-то. Всякое я пробовала. Когда начинаю что-то новое, то в первое время я уверена, что это мое, а потом перестает нравиться совсем скоро.
Я не верю в то, что буду счастлива. Не верю в то, что хорошо сдам ЕГЭ. Не верю, что найду себя и силы жить дальше. Я читала, что для самоопределения нужно представить себя лет в 40. А я ничего не вижу. Просто пустота. Мне даже не представляется тот вариант, что я вдруг буду счастлива.
Все вокруг говорят, что я ленивая. Может, так оно и есть. Все говорят, что суицид - это побег от проблем и всё такое. Но почему это не может быть самым рациональным решением проблемы? Сейчас мне именно так и представляется. Какой мне смысл стараться, учиться, кому-то что-то доказывать, тратить усилия, если я все равно в конечном итоге ничего не добьюсь. Я столько всего перепробовала и мне не нравится ничего. Все, что приносит удовольствие это видеоигры или общение с друзьями, и то редко. Все мои друзья знают кем хотят быть у них есть хобби и дело, которое им нравится. У всех есть таланты. А я бездарна абсолютно во всем. Даже учеба в школе дается мне в разы сложнее, чем одноклассникам. Некоторые предметы как не учи все равно трояк максимум. Короче, я просто не вижу перспектив. Единственное, что меня сейчас останавливает это страх. Просто страх перед смертью. Я не хочу терпеть, стараться, не имея гарантии в результате. Точнее зная, что этого самого результата и не будет. Я хочу умереть и как-то так, чтобы никто не понял, что это был суицид. И это действительно страшно, я не понимаю, что будет после смерти?
В общем, думаю я расписала даже через чур подробно. На самом деле не совсем знаю, зачем. Просто подумала, вдруг вы сможете помочь? Или поддержать? Не знаю
Анна, здравствуйте!
В своем обращении вы рассказываете о том, что сейчас вы столкнулись с проблемой: какие предметы для сдачи в 11 классе выбрать. Вы испытываете страх и тревогу за правильность своего решения, от которого, как вы предполагаете, зависит ваше будущее. Также вы переживаете о том, что подводите маму. В связи, с этим всем у вас появляются суицидальные мысли.
Сам факт, что суицид вам кажется единственным «рациональным решением», говорит о том, что вам стало очень тяжело справиться со сложившейся ситуацией. Действительно, может казаться, что ЕГЭ – это то, что определяет вашу жизнь, что у вас «один шанс и все». Но это не так. Давайте, вместе рассмотрим почему, и как можно сделать процесс поиска своего профессионального пути интересным, а не мучительно невыносимым (каким он стал для вас на данный момент).
Вообще, испытывать тревогу при выборе будущей профессии – вполне естественно, ведь учеба в университете, а потом и работа будут отнимать значительную часть времени вашей жизни. Этот выбор становится одним из самых первых взрослых выборов, осуществляемых подростком. А принятое решение – оно всегда про ответственность, которая в большей степени ложится именно на ваши плечи. Для того чтобы справиться с тревогой по данному поводу, рекомендуется рассмотреть для себя несколько вариантов, иными словами, иметь не только план «А», но и план «Б», и, на всякий случай, план «В». Определение «запасных» планов поможет снизить уровень тревоги, ведь так намного выше вероятность того, что получится избежать неожиданностей.
С чего начать составление списка планов? Предлагаю вам ознакомиться со схемой выбора профессий, которая была предложена психологом Евгением Климовым. Такая схема состоит из 3-х компонентов (можно найти в интернете схему, где визуально видно, как компоненты в виде кругов пересекаются в центре):
1-й – «хочу» (здесь укажите свои интересы);
2-й – «могу» (перечислите свои возможности, умения);
3-й – «надо» (изучите профессии по критерию востребованности на рынке труда и требований к кандидату).
Успех будет там, где получится совместить «хочу», «могу» и «надо» – это зона оптимального выбора.
Да, поиск профессионального пути – задача не из легких, для ее выполнения придется запастись терпением и подключить аналитическую деятельность (представьте, что вы настоящий кладоискатель, и вам, вооружившись металлоискателем, нужно собрать доказательства, чтобы, оставив лишнее, найти настоящий алмаз). Возможно, вы столкнетесь с тем, что вам трудно сразу признать свои умения и сильные стороны. Но помните, Анна, у вас всегда есть выбор: замечать в себе хорошее или плохое. Исходя из текста вашего сообщения, можно сделать вывод, что второй вариант вам более привычен. Но это не значит, что он единственно возможный. Возьмите за правило – в конце каждого дня находить 3 повода гордости за себя, фиксируйте их. И когда вам снова захочется себя поругать, подумать о том, что вы «бездарны абсолютно во всем», возвращайтесь к нему, вашему листу достижений.
Следующий пункт, на который вам, как начинающему «кладоискателю», стоит обратить внимание – посещение дней открытых дверей в университетах (узнать, где и когда они проходят). Задавайте там вопросы студентам, преподавателям. Возможно, вам понравится какой-то из ВУЗов, или привлечет кто-то из спикеров на мероприятиях, заинтересует активная студенческая жизнь.
Также узнайте в своем образовательном учреждении о возможности прохождения профориентационной диагностики у психолога. Если такой возможности в школе нет, то поделитесь с мамой своими переживаниями (ей тоже может быть сложно от того, что вы теряетесь при определении своего профессионального вектора), попросите ее записать вас в центры, которые такую диагностику оказывают/ на консультацию с психологу-профориентологу. Спросите у мамы то, как она сама определялась с выбором профессии.
И да, те, кто говорят, что ЕГЭ можно пересдать – правы. А еще в университет можно перепоступить, с одной образовательной программы – перевестись на другую. Это решаемо, с этим можно жить, и жить счастливо. Да, для вас сейчас сложный момент, но вы обращаетесь за помощью, вы очень смелый человек, Анна. Теперь следующий шаг смелости – рассказать о своих тревогах и мыслях самым близким. Вместе вам будет проще справиться со сложившейся ситуацией и найти из нее выход.
Но если вы пока не готовы говорить с ними, то поговорите со специалистом по номеру 8-800-200-01-22 (детский телефон доверия).
Я желаю вам успехов, Анна!
С уважением, консультант службы.