Вопросы
не знаю даже, с чего начать. я не совсем понимаю, в чем моя главная проблема. порой я смотрю на своих одноклассников, у которых все еще хуже, чем у меня, но их почему-то это не беспокоит. они смеются, веселятся, не понимая, насколько они ничтожны. а я так не могу.мне противна своя внешность. мне часто говорят, что я красивый, но меня буквально воротит от всего: от формы черепа, от тупого взгляда, от странной прически, от желтоватых зубов, от прыщей, от посредственного телосложения. я убрал все предметы с зеркалами из своей комнаты, чтобы себя меньше видеть.у меня почти нет интересов. я занимался серьезно программированием, делал большие проекты, меня даже приглашали в мои шестнадцать на работу каким-то стажером, но это ничего мне не дало. это скучно. я тренируюсь на турниках, стал значительно сильнее почти всех одноклассников, но мое тело все равно мне отвратительно.у меня нет нормальных друзей. мне не с кем поговорить. все, с кем я общаюсь, это либо еще большие неудачники, чем я, либо какие-то гопники-мрази, которые не нашли больше никого, кто бы согласился гробить свое здоровье, нажираясь вхлам дешевой алкашкой. уверен, последние в глубине души ненавидят меня также, как и я их.у меня никогда не было девушки, и оно не удивительно. какой же тупой дурой нужно быть, чтобы выбрать унылого меня, а не какого-нибудь крутого боксера, гитариста или кого-то еще. я даже сам себе омерзителен. как кто-то другой может испытывать ко мне что-то еще?я всегда был убежден, что таким как я сейчас нужно просто перестать ныть и взять себя в руки, но сейчас я ничего не понимаю. я перестал получать удовольствие от чего-либо. чем бы я занимался, у меня в голове встает вопрос, зачем это нужно такому ничтожеству, как я. я не могу отвлечься ни на что. у меня пропали какие-либо эмоции, кроме сильнейшего отвращения к себе. я перестал нормально спать. от постоянной ненависти к себе я постоянно уставший. я всегда был умным, выигрывал олимпиады, а сейчас стал одним из худших учеников класса. мама хочет, чтобы я поступил в один их лучших вузов, зная, каким олимпиадником я был, говорит, что я полнейший идиот и чудовище, раз не готовлюсь, но мне плевать. я хоть в армию. мб там мозги вправят.у меня нет никаких грандиозных желаний. я не хочу быть миллионером, известным на весь мир или что-то еще. я просто хочу быть нормальным. просто хочу любить себя. просто хочу не рыдать и орать в подушку каждый вечер как баба, разбивая кулаки об стену. я пытаюсь что-то изменить, но порой мне кажется, что все наиболее ценные годы моей жизни пройдут гораздо раньше. у меня опускаются руки. мне кажется, что я обречен. я такой же неудачник, как мой отец-алкаш. не зря говорят, что сыновья всегда похожи на своих отцов. я бы хотел вспоминать шестнадцатилетнего себя как страшный сон, но мне кажется, что такого не будет. я не могу представить никакие действия и события, которые бы могли меня спасти. может быть, мне ничего не поможет. может, мне суждено быть неполноценным. я с детства был каким-то бракованым. я не знаю, как дальше жить. я не понимаю, в чем смысл завтрашнего дня, следующего года, оставшейся жизни. я абсолютно потерян.
Здравствуйте, Александр. Вы пишете, что, несмотря на то, что в вашей жизни есть некоторые успехи и достижения, вас постоянно терзают самокритичные мысли. Эти мысли преследуют вас на протяжении долгого времени, они крайне негативно сказываются на вашем состоянии. Эти мысли постоянно обесценивают ваши достижения, мешают видеть позитивные последствия ваших действий. Это привело к тому, что вы потеряли мотивацию и желание что-либо делать, так как деятельность и успехи в ней не могут повлиять на ваше отношение к себе. Каких бы результатов вы не добились, эти мысли преследуют вас, и в результате вы испытываете сильное желание от них избавиться. Александр, это очень болезненные переживания, которые сильно сказываются на вашей жизни. Очень важно, что, несмотря на все это, вы смогли найти в себе силы рассказать о своих трудностях и обратиться за поддержкой.
Состояние, которые вы описываете, часто возникает из-за влияния среды, в которой развиваешься. Часто они возникают из-за того, как к нам относились окружающие люди в детстве. Иногда бывает, что на ребенка оказывается сильное давление, излишняя критика. Часто это бывает с начала учебы в школе, когда родители, желая стимулировать учебу, очень много внимания уделяют ошибкам и недостаткам, которые проявил ребенок, и мало достижениям. В детстве основным регулятором поведения человека являются взрослые, и они закладывают те способы, которые человек может использовать, когда повзрослеет. Ребенок как-бы «впитывает» отношение окружающих, и эти отношения могут стать его собственными. Когда ребенок сталкивается с чрезмерной критикой, он начинает «играть по этим правилам» стремится подстроиться под обстоятельства. Это происходит из-за врожденного страха ребенка остаться без заботы, «быть изгнанным из стаи». Но когда человек взрослеет, обстоятельства меняются, и эти правила начинают мешать и вредить. Излишняя самокритика уже не помогает избавиться от агрессии родственников, а мешает продуктивно действовать, общаться и получать от жизни радость. В таком случае нужно учиться новому отношению к себе, людями, миру. Необходимо заменить эти выученные модели поведения, мышления, отношений на более полезные. Несмотря на то, что усвоить мы их могли в раннем детстве, изменить их можно в любом возрасте, тем самым улучшив свою жизнь. Из вашего обращения не совсем понятно, как родители относились к вам в детстве, но сейчас ваша мать очень резко вас критикует, и возможно, такое происходило и ранее. Возможно, ваше критичное к себе отношение тоже возникло по такой схеме.
Александр, исходя из вашего обращения, основным источником дискомфорта вы видите излишне развитого самокритика, приводящего к возникновению вины, стыда, и блокировке активности. Для того чтобы «усмирить» этого внутреннего критика можно постараться развить в себе его «антипода», ту часть личности, которая будет его полной противоположностью. Это означает, заняться в себе развитием в первую очередь самосотрадания, самопринятия, умения себя поддержать, проявить к самому себе заботу и любовь. Эти качества помогают снижать тревогу, чувство вины, способствуют более свободному проявлению себя. Я хочу предложить вам одно упражнение, которое может помочь обратиться к самосострадательной части вашей личности. Она называется «Письмо от друга». Для его выполнения понадобиться ручка или карандаш, лист бумаги и несколько минут свободного времени. Сначала нужно выбрать черты характера, поведение или мысли, которые вызывают в нас недовольство и неуверенность в себе. Затем мы представляем себе воображаемого друга, который безоговорочно любит и принимает нас с нашими слабостями и достоинствами. Чем ярче и четче мы представим такого человека, тем эффективнее будет упражнение. Далее мы пишем себе письмо от лица этого друга, выражая сострадание и понимание нашим особенностям. Это упражнение может помочь вам развить такой важный навык, как сострадание е себе. Подобные упражнения можно выполнять самостоятельно, но лучше этим заниматься с психологом очно или онлайн. Вы можете бесплатно получить помощь психиатра, психотерапевта или клинического психолога обратившись по ОМС в ПНД. Подробнее о получении психологической помощи может прочитать в статье на нашем сайте по ссылке: https://psi.mchs.gov.ru/deyatelnost/metodicheskie-rekomendacii-dlya-naseleniya/chto-nuzhno-znat-ob-obrashchenii-k-psihologu-dlya-vzroslyh
У того состояния что вы описываете, могут быть причины с вязанные с особенностями работы организма. Нарушения в обменных процессах могут приводить к упадку сил, подавленному настроению, апатии. Поэтому рекомендую вам обратиться к специалисту медицинского профиля. Это может быть терапевт или невролог. Очень часто люди боятся идти на прием, но иногда именно такой шаг может быть наиболее полезен, так как врач способен правильно оценить ваше физическое состояние. Например, продиагностировать сбои на гормональном уровне или любые другие изменения в организме, а также, при необходимости, назначить лечение которое подойдет именно вам, и улучшит ваше состояние. Берегите себя.
С уважением, консультант службы.