Вопросы
Здравствуйте. Я молодой специалист психолог (1,5 года практики). Недавно осознала, что меня беспокоит тревога перед сессиями с клиентами. Люди разные приходят, клиент может принести на сессию что угодно, и я могу оказаться к этому не готова. Я стала задумываться о том как хорошо когда есть стабильность в работе, когда ты знаешь, что тебя ждет. Обсуждала это с личным терапевтом, но пока это не помогло. В какой-то момент вспомнила слова пожарного о том, что в их профессии невозможно выжить, если постоянно бояться или тревожиться о том, что может случиться. Нужно просто быть готовым к любой ситуации. Это заставило меня подумать о психологах, которые работают в МЧС. Ваша работа связана с экстремальными условиями, и вы сталкиваетесь с неопределенностью и непредсказуемостью. Как вы справляетесь с этим? Как учитесь не переживать о том, что будет, а просто быть готовым к любым экстремальным ситуациям? Буду благодарна за ваши мысли и опыт.
Ирина, добрый день!
В своём сообщении вы пишете, что недавно отследили у себя возникновение тревоги перед сессиями с клиентами. На этом моменте важно уточнить - всегда ли присутствовала эта тревога или она появилась только недавно? Или тревога существовала всегда, но лишь сейчас вы смогли её по-настоящему осознать и почувствовать? Если тревога появилась только недавно, то в первую очередь стоит понять, что изменилось в вашей жизни. Иногда бывает так, что установление стабильности само по себе вызывает тревогу - возникший страх её потерять доказывает ценность, которую представляет для вас стабильность. Порой установление стабильности позволяет пережить те эмоции, которые ранее были отодвинуты на задний план до наступления момента безопасности, а сейчас у вас появилась возможность их пережить. А может быть, в вашей жизни действительно произошли какие-то перемены, тревога о которых выражается в подобной форме. К сожалению, в вашем сообщении не содержится достаточно информации о том, чтобы сделать какое-то предположение, однако вы можете сами подумать над тем, не может ли ваша тревога быть не об этом - но о какой-то иной существующей ситуации в вашей жизни?
Подумайте о том, какой смысл может нести в себе эта тревога в отношении вашей практики. Изучите её. Возможно, что то, что вы переживаете, не является исключительно только тревогой и раскладывается на более сложные эмоции - например, волнение перед чем-то новым, что является естественным переживанием. Переживание о том, в каком состоянии придёт ваш клиент, тоже является вполне нормальным - ведь если вам было бы совершенно всё равно, это говорило бы о выгорании или профнепригодности.
Если же тревога перед работой с клиентами присутствовала всегда, но вы осознали её только сейчас, скорее всего, что это некий симптом. О чем эта тревога для вас? Страх не суметь помочь человеку? Страх совершить ошибку? Страх проявить несостоятельность как специалисту? Страх быть неидеальной?
Вы пишете, что " Люди разные приходят, клиент может принести на сессию что угодно, и я могу оказаться к этому не готова." Это действительно так - в любой профессии молодой специалист сталкивается с тем, что граница того, что он знает и к чему он готов, сталкивается с реальностью. Согласитесь, что ситуация, в которой только вышедший из высшего учебного заведения специалист готов совершенно ко всему, очень маловероятна - если не невозможна. Это справедливо и не только для профессиональной сферы - люди могут контролировать реальность в достаточно ограниченных масштабах.
Вы пишете, что "Нужно просто быть готовым к любой ситуации". Ирина, в этих словах мне слышится, что вы как будто бы должны быть идеальной - готовой ко всему, не переживать, обязательно знать, что делать в любой ситуации. Представление о том, что психолог должен быть идеален, есть у многих специалистов - нередко его подкрепляют сами клиенты, которые ожидают, что психолог может дать ответы на все вопросы, и транслируют свои ожидания специалисту. Не откликнуться на подобный запрос, не оправдать возложенных ожиданий может быть довольно непросто. Подумаете, отзывается ли это для вас сейчас? И были ли в вашей жизни люди - близкие, друзья, клиенты - которые требовали от вас всегда справляться или быть идеальной? Реагировали явной или неявной агрессией на ошибки? Обесценивали вас, вашу работу, ваши усилия? Ожидали, что вы всегда будете в хорошем настроении, самочувствии, всегда полны сил? Никогда не будете отказывать, всегда будете с готовностью откликаться на любую просьбу? Помните, что иметь личные границы, знать собственные ограничения - это важный аспект профессиональной работы психолога, который помогает не только самому специалисту. Для некоторых клиентов, которые сами испытывают проблемы с границами, установка ограничений может быть одним из важных этапов работы.
Ирина, вы пишете, что посещаете личную терапию - это замечательно, что у вас есть возможность исследовать вашу тревогу - её корни, психологический смысл для вас, возможные выгоды. Возможно, стоит подумать о личной супервизии. К примеру, посещение групповой супервизии позволяет не только расширить собственный профессиональный инструментарий, но и прикоснуться к своим эмоциям по поводу происходящего в вашей собственной практике и в практике коллег. Кроме того, посещение супервизии помогает увидеть, что другие специалисты, как и вы, сталкиваются с широким кругом проблем, неопределенностью, допускают ошибки, но, тем не менее, ищут способы справиться с этим и превратить препятствие в точку для роста. В конце концов, невозможно пройти профессиональный путь без трудностей и ошибок - не совершает ошибок лишь тот, кто ничего не делает. А ещё - важно не то, что ты упал, а то, что ты смог подняться и идти дальше. Принимая свою неидеальность, человек признаёт, что есть то, что он не умеет и не знает - а если он признаёт этот факт, значит, появляется возможность это изменить. Думаю, вам могло бы быть полезно прочесть книгу Дж. Коттлера, Дж. Джонсона "Терапевтическая катастрофа. Мастера психотерапии рассказывают о самых провальных случаях в своей карьере".
Ирина, то, что вы задумываетесь об этом, говорит о том, что вы ищете способ не только вырасти как специалист, но и способы справляться со своими личными трудностями. Готовность исследовать проблему - это залог её успешного преодоления.
Я желаю вам удачи на вашем пути!
С уважением, консультант службы Мария