Вопросы

Автор: Татьяна
19.09.2024 15:49
Как не бояться общества

На данном этапе жизни я учусь в 7 классе, занимаюсь в музыкальной школе. Есть одна подруга, и несколько знакомых (друзьями их точно не назовешь, а в целом я общаюсь только по необходимости) с которыми я общаюсь нейтрально (с остальными либо редко пересекаюсь, тк либо повода для разговоров нет, либо это люди которые меня оскорбляют и тп). Эти знакомые и подруга - мои одноклассники. Я не общаюсь с кем-либо на улице, потому что не знаю как подойти и подружиться, да и в целом не могу сказать причины, что то мешает.. Я так же не общаюсь с людьми из других классов, потому что "боюсь" (или что то вроде этого) подойти. Мне очень не комфортно когда мимо меня в школе проходят компании (из 3 и более человек), боюсь какого-либо осуждения со стороны них, не могу ответить на какие либо оскорбительные (или задивающие) реплики, хотя в целом я веселый человек, из за отсутствия общения у меня улыбки в школе можно сказать не бывает (на улице я редко гуляю, так как не с кем, а с той подругой про которую я говорила общаться скучно, но у нее тоже трудная жизненная ситуация, она может своровать, соврать, постоянно балуется, но тк дружить не с кем... А вообще интересных для себя людей я не могу найти, но хочется хоть какого-то общения) только дома (я живу одна, с мамой, кошкой и собакой) я могу расслабиться и вести себя так, как мне хотелось бы, если бы не шло осуждение со стороны. Очень трудно жить с так называемой "социофобией" но не знаю как от нее избавиться.. Помогите пожалуйста, дайте какой-нибудь совет, школьный психолог у нас вроде бы есть, но мне не хочется лично рассказывать чужим людям о своей проблеме..

Отвечает: Консультант службы
27.09.2024 21:33
Другая тема

Татьяна, здравствуйте.

Из Вашего обращения чувствуются сильные душевные переживания в связи с тем, что Вы ощущаете себя дискомфортно в обществе, испытываете чувство одиночества.

Возможно, некоторая замкнутость или стеснительность является Вашей личностной особенностью, поэтому Вам не так просто, как остальным заводить знакомства, поддерживать общение, пребывать в большой компании, особенно незнакомых людей. Важно учитывать свои индивидуальные особенности, например, при сравнении себя с другими. Допустим, у одного человека лучше получается сделать какую-то работу быстро, у другого – не так быстро, но при этом более тщательно и качественно, или привнося какой-то творческий элемент. Так и с личностными качествами. Одни люди стремятся к широкому общению и комфортно себя ощущают в больших компаниях, другие – предпочитают свой небольшой близкий круг общения, где комфортно себя ощущают.

Одной из многих возможных причин трудностей, связанных с общением, может являться низкая самооценка. Специфика взаимоотношений в семье, отношения между родителями, специфика отношений родителей с ребёнком – всё это влияет на формирование личности ребёнка, его адаптивность в дальнейшем. Для ребёнка очень важно ощущать поддержку, доверие, так как они придают чувство собственной значимости, уверенности. Бывает, что ребёнок не получал от близких людей достаточного внимания, любви, заботы и тогда у ребёнка могут возникнуть трудности в осознании и ощущении собственных личных границ и восприятии личных границ других людей, а также может быть ослаблена внутренняя опора, снижена самооценка.

Татьяна, сейчас Вы находитесь в подростковом возрасте. Это достаточно непростой возрастной период, у которого есть свои особенности: происходят изменения в гормональном фоне, возможны перепады настроения, усиливается стремление соответствовать значимому окружению, восприимчивость к оценкам собственной личности со стороны других. Поэтому различные трудности, неудачи могут восприниматься слишком остро, слишком болезненно.

Общение – это процесс, который предусматривает в той или иной степени открытость, к которой, возможно, Вы испытываете страх, который может включать в себя страх непринятия, страх отвержения. С одной стороны, «ограждая» себя от других, Вы, возможно, на бессознательном уровне, чувствуете себя в безопасности, вместе с тем, чувствуя одиночество, можете испытывать растерянность, разочарование, апатию.

Татьяна, возможно, у Вас много накопившихся переживаний, невыраженных эмоций, которые важно «выплеснуть» таким образом, чтобы не причинить вреда себе и другим. Например, можно взять разноцветные карандаши или фломастеры, краски и на листе бумаги нарисовать всё, что захочется, отражая своё эмоциональное состояние. Можно нарисовать несколько рисунков на нескольких листах бумаги, если в этом будет потребность. Можете изобразить в рисунке Ваше текущее состояние и затем нарисовать, изобразить на бумаге то эмоциональное состояние, в котором Вы хотели бы пребывать (используя для этого, например, яркие краски или тёплые оттенки) и сфокусироваться на нём.

Татьяна, возможно, у Вас повышена тревожность. В тех ситуациях, когда почувствуете, что Вас переполняют тяжёлые эмоции, негативные мысли или чувствуете растерянность, можете попробовать сконцентрироваться на окружающей действительности: какие звуки слышите, какие видите цвета, какие запахи чувствуете? Можете отразить это, записав на бумаге, а также можете записать всё, что чувствуете. Такое упражнение помогает успокоиться, снизить тревогу.

Справиться с тяжёлыми переживаниями человеку помогают внутренние ресурсы. Ресурсы – это, можно сказать, внутренняя опора и сила. Чтобы почувствовать силы в себе, уверенность, попробуйте выделить свои сильные стороны и качества и сфокусироваться на них, таким образом ощущая внутреннюю опору. Татьяна, для нормализации психоэмоционального состояния можете попробовать проделать упражнение «Безопасное место»: расположитесь там, где бы почувствовали себя комфортно, можете закрыть глаза, дышите плавно и спокойно, прислушиваясь к ритму собственного дыхания и представьте (вспомните или вообразите) место, где Вам приятно, спокойно, где Вы чувствуете себя в безопасности (возможно, это лес, море, уголок природы или уютный дом или комната). Попробуйте в деталях ощутить приятные запахи, присутствующие там, звуки, прочувствовать приходящее внутреннее расслабление, сосредоточившись на этом состоянии и пребывая нём какое-то время. Запомните это состояние. Вы всегда можете возвращаться в это ресурсное состояние, когда Вам это будет необходимо.

Если Вы чувствуете потребность высказать кому-то то, чего не можете высказать непосредственно человеку, то можете воспользоваться техникой «Неотправленное письмо». Эта техника состоит в том, что можете взять ручку и бумагу и детально прописать все мысли и чувства по отношению к какой-либо ситуации, а также те слова, которые хотели сказать кому-то, но не могли по той или иной причине. Это позволяет выплеснуть эмоции, снизить интенсивность переживаний. Затем это письмо можно порвать.

Невозможно нравиться абсолютно каждому человеку, всем и всегда. Иногда страх может возникать из-за боязни совершить ошибку, боязни неудач. Человек иногда может ошибаться, но ошибки и возможные неудачи являются частью жизни и они не означают, что человек плохой, недостойный, ведь, если учитывать их в дальнейшем, можно развиваться, двигаться вперёд. Порой важно идти маленькими и при этом достижимыми шагами в сторону желаемого.

Татьяна, делились ли Вы с Вашей мамой своими переживаниями? Иногда близкие люди могут не догадываться о силе переживаний своего близкого.

Наверняка в Вашей школе или в музыкальной школе есть ребята, с которыми у Вас есть схожие интересы, схожие взгляды и с которыми Вы могли бы выстроить общение. Для того чтобы более уверенно ощущать себя, предлагаю Вам «прислушаться» к себе, к своим чувствам, своим потребностям. Это позволит более многогранно взглянуть на себя, более полно понять себя, ощутить свою ценность.  

С уважением, Анастасия.