Вопросы

Автор: Наталия
04.07.2024 15:51
Общение с дочерью

Добрый день,

Мне нужен совет психолога в отношении 10-летней дочери, мне приносит ежедневный стресс общение с ней по бытовым, можно сказать вопросам, и я не могу ничего изменить.У нее сейчас много свободного времени на каникулах, я прошу ее помогать мне по дому пока я работаю из дома удаленно, вернее прошу ее поддерживать чистоту хотя бы у себя в комнате. Прошу ухаживать ее за собой: чистить зубы, мыться, убирать посуду в раковину за собой, и.т.п. Эти просьбы она воспринимает как мое "желание с ней поругаться" как она говорит, но это не так. Я говорю с ней в доброжелательном тоне, "не командую". Дочь говорит, что мама должна "любить", а не заставлять что-то делать. Я ей объясняю, что моя любовь заключается в том числе в заботе о ее безопасности и развитии базовых полезных привычек. 

Понимая, что я подхожу к ней с очередной просьбой или напоминанием она сразу включает режим "сирены": кричит, истерит, но если сразу уйти, то очень быстро успокаивается. Мне это кажется поведение манипулятивным.Помогите пожалуйста выбрать правильную стратегию в общении с дочерью по данному вопросу. Мое бессилие меня удручает(

Отвечает: Консультант службы
11.07.2024 16:26
Конфликты, непонимание с близким человеком

Здравствуйте, Наталия!

Я вижу, вы обеспокоены той ситуацией, что сложилась между вами и вашей дочерью, и хочу поддержать вас.

Разумеется, являясь мамой, имея большой жизненный опыт, вы хотите передать часть его дочери, к примеру, если она не будет чистить зубы – они могут заболеть и придется их лечить. Однако детям в таком возрасте бывает трудно понять, в чем может заключаться опасность их поведения, к чему это в итоге может привести, и попытки подобной заботы они могут воспринимать, как говорится, «в штыки».

Наталия, подумайте, до начала летних каникул, как она воспринимала подобные просьбы, как она на них реагировала? Может ее реакция и слова связаны с тем, что каникулы воспринимаются как отпуск, отдых от школы, когда ей не нужно никуда вставать и ничего делать. Отдых после трудовых учебных будней. Если до каникул она соблюдала порядок в комнате, чистила каждый день зубы, убиралась, то, скорее всего, данный момент является временным явлением. На других каникулах, к примеру, зимних или весенних, каким было ее поведение?

Также подобные ситуации могут быть связаны с приближением подросткового возраста, будущим становлением собственной идентичности.

Наталия, попробуйте предположить, постараться понять, по каким причинам ваша дочь так себя ведет и почему подобное поведение у вас вызывает данные эмоции и желания. Обратите внимание на собственное состояние, хватает вам отдыха, насколько сильно вы устаете? Может, к примеру, после работы вы хотите пойти погулять в парке, отдохнуть, а вместо этого прибираете в комнате вашей дочери посуду? Это тоже может изматывать нас, лишать сил, времени, которое вы хотели бы, к примеру, тоже потратить на себя, как и ваша дочь.

Как вы считаете, Наталия, совместный отдых, прогулка в парке, поход в кино или как-то по-другому проведенное вместе время сможет вас сплотить? Дать себе возможность обеим отдохнуть, ничего не делать, взять передышку, а потом, вместе с дочерью, к примеру, прибрать какой-нибудь угол в ее комнате или в другой части квартиры. Ведь ребенок, каким бы он ни был, остается ребенком, и какая-то деятельность еще может быть ему скучна и непонятна для чего она нужна. И потом, со временем, взрослея, дети приобретают опыт, перенимают какие-то формы родительского поведения, становясь более самостоятельными, ответственными и осознанными.

Наталия, судя по тому, что вы описали, могу также предположить, что подобный крик и истерика являются своего рода манипуляцией. И здесь важно понимать, что закреплять подобную модель поведения не стоит, иначе в дальнейшем вам будет сложнее общаться в схожих ситуациях. Как бы ни было трудно в начале, не уходите, будьте не далеко, не нарушая личное пространство, но и оставаясь в поле зрения вашей дочери. Подождите, пока реакция не начнет утихать. Истерика без подпитки в скором времени будет угасать, поскольку это яркая, энергозатратная реакция. В этот момент не стоит использовать какие-то длинные предложения, поскольку, находясь в возбужденном состоянии, ребенок может не услышать или уйти в отказ.

В такие моменты бывает трудно оставаться спокойной, однако это важно, ведь так мы показываем взрослую позицию, беря ответственность за свои чувства и реакции на себя и не обвиняя другого. Для этого может подойти техника «Я-высказывание».

При использовании этой техники предложения строятся следующим образом:

1. Объективно описать ситуацию («когда я вижу, что…»).

2. Описать свою эмоциональную реакцию в этой ситуации, обозначить свои чувства («я чувствую…», «я огорчаюсь…»).

3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания («потому что я не люблю…», «мне бы хотелось…»).

4. Представить несколько альтернативных вариантов поведения («возможно, тебе стоит поступить так…»).

Также упражнения на дыхание позволяют нам контролировать и менять свое состояние. И осознанное регулирование позволит вернуть себе спокойствие и ясность.

Упражнение 7, 11

1. Примите удобное положение тела, вы можете сесть, не скрещивая ноги, можно делать это стоя.

2. Сделайте глубокий вдох на 7 счётов, надувая живот, а не диафрагму.

3. Сделайте выдох на 11 счётов.

4. Длительность упражнения 3 минуты.

В случае необходимости вы можете регулировать количество счетов, на которые вы производите вдох-выдох, уменьшая их в случае необходимости, если будут возникать сложности при выполнении данной техники.

Наталия, вы также можете обратиться к там на телефон психологической поддержки, указанный на сайте, или создать Личный кабинет, позволяющий вести общение не в однократном формате.

Помните, что какие бы трудности не возникали, они являются временными. И ваше желание и готовность работать над ситуацией похвальны, но не забывайте и о себе, собственном состоянии. Берегите себя!

С уважением, Полина