Вопросы

Автор: Елена
10.04.2024 15:33
Истерики в детском саду

Дочка в детском саду (4 года но проблема наблюдалась и ранее, когда не могла разговаривать) часто в сложной ситуации впадает в истерику, начинает плакать, когда все уже поели, а она не успела, когда что-то не может сделать, последней получает раздаточный материал, не может застегнуть куртку и т.д. В общем в ситуациях, когда необходимо подождать, наоборот поторопиться, или попросить помощи взрослого. Все эти ситуации сразу вызывают у ребенка панику. Воспитатель часто на это жалуется, но как нам можно откорректировать поведение в домашних условиях?

Отвечает: Консультант службы
11.04.2024 12:52
Проблемы у другого человека

Здравствуйте, Елена. Вы обеспокоены поведением дочери. Она, попадая в затруднительные ситуации, начинает плакать. Такие реакции начинают доставлять дискомфорт вам и окружающим, воспитатель уже на это обращает внимание.

Елена, очень важно, что вы обратили внимание на ситуации, в которых возникает нежелательное поведение. Вы пишете, что обычно это происходит, когда ребенок сталкивается с трудностями. Теперь нужно сделать еще один шаг и обратить внимание, зачем ребенок так себя ведет, какую функцию это поведение выполняет, какую потребность он пытается таким способом удовлетворить. Сам по себе плач – очень эмоционально заряженное действие, одна из задач которого - привлечь внимание окружающих и продемонстрировать им, что нужна помощь. Плачем мы как-бы говорим: «Посмотри, как мне плохо и трудно, я не могу справиться с проблемой, мне нужна помощь и поддержка». Вероятнее всего, ваша дочь использует его именно с этой целью. И тут стоит обратить внимание на то, почему какие-то форы поведения закрепляются и становятся привычными, а какие – нет. Если цель, на которую было направленно поведение, достигнута, а потребность его вызвавшая удовлетворена, человек испытывает облегчение, позитивные эмоции, и понимает, что так вести себя правильно и полезно. Соответственно, демонстрировать такое поведение будет так чаще и чаще, пробуя применять его и в других ситуациях (а вдруг и сейчас сработает?). Это может выглядеть так. Ребенок, например, одевается, понимает, что ему трудно застегнуться. Возникает потребность в помощи, он расстраивается, начинает плакать. Обеспокоенный родитель приходит к нему на помощь, он смущен и хочет быстрее это прекратить (ведь неудобно же, люди смотрят!). Делает все за ребенка, ребенок успокаивается, все довольны: и родитель, и ребенок, и невольные свидетели этого происшествия. Их больше ничего не беспокоит. Но вместе с тем ребенок, во-первых, учится не совсем приемлемым способом просить о помощи, а во-вторых, не получает необходимого навыка самостоятельности. В дальнейшем этот паттерн поведения может усложниться и стать личностной чертой, которая будет сильно мешать жить.

Для того чтобы ребенок прекратил себя так вести, нужно чтобы он понял, что поведение его не эффективно, и ничего он этим не добьется. Чтобы возникла потребность использовать другие способы добиться желаемого. Можно ему предложить эти способы. Например, сказать: «Я вижу, что ты расстроен и тебе нужна помощь, но я не буду тебе помогать, пока сам не попросишь об этом», или: «Я вижу, что тебе трудно это сделать, но ты уже достаточно взрослый, чтобы справиться, поэтому я подожду, пока ты не закончишь». И если ребенок демонстрирует нужное нам поведение, важно его подкрепить, обратив внимание и похвалив. Но похвала и поощрение должны быть не всегда, когда он так поступает, а сначала чаще, потом реже. Это поведение должно стать чем-то само собой разумеющимся. Ребенок будет всячески сопротивляться таким изменением, его поведение может ухудшиться в ответ на ваше нежелание ему потакать. Дети могут быть очень упрямыми, энергии и времени им не занимать, поэтому стоит приготовиться быть упорным в желании повлиять на его поведение.

Елена, я постарался дать вам несколько рекомендаций, которые могут оказаться полезными в вашей ситуации. Но для боле конкретного способа решения вашей проблемы можно посетить очную консультацию психолога. В детских садах часто есть психологи, которые занимаются консультированием воспитанников и их родителей. Либо такую помощь можно получить в организациях социального обслуживания. Берегите себя.

С уважением, консультант службы.