Вопросы
Добрый день! 22 марта в крокус сити погибла сестра моего мужа, тетя моей дочери. Дочь была близка с тетушкой, о смерти я смогла сообщить ребенку только 29 марта в день похорон Вероники. Ребенок тяжело переживает данную новость. Прошу помочь справиться с состоянием ребенка , которая переживает смерть близкого человека.
Здравствуйте, Александра!
Вы пишете о том, что ваша семья столкнулась с потерей близкого человека во время теракта в Крокус Сити. Вы подчеркиваете, что особенно остро переживает ваша дочь потерю любимой тетушки. Мне искренне жаль, что горе затронуло вашу семью.
То, как ребёнок проживёт горе, потерю, больше всего зависит от того, будет ли рядом с ним поддерживающий взрослый и будет ли сам этот взрослый справляться. «Справляться» означает проживать чувства, пусть даже очень сильные, очень болезненные, оставаясь собой, оставаясь хозяином процесса. Сохраняя достоинство и заботясь о себе и других.
Это лучшее, что можно сделать для ребенка.
Поэтому, прежде чем задавать вопросы о том, как помочь ребенку, надо задать вопросы самому себе:
-«A как я сам переживаю потерю?»
-«Достаточно ли я бережно к себе отношусь, не обесцениваю ли я свои переживания?»
-«Есть ли кто-то, кто мне может помочь и поддержать?»
-«Нет ли у меня идеи избежать этих переживаний: не ходить туда, не проходить сквозь горе и потерю?»
Для детей то, что происходит с их взрослыми, очень существенно.
Лучше не врать, не изображать ничего, а говорить что вы чувствуете на самом деле: мне не хватает этого человека, мне горько, что так произошло, я очень расстроена. При этом сохранять присутствие духа: мы справимся, ты можешь всегда со мной поговорить, мы вместе. Важно не упасть в другую крайность, не делать ребенка ответственным за свое психологическое состояние и за дальнейшую жизнь.
Когда мы проделываем работу горя, перед нами стоит задача принять изменения и научиться жить без того, что больше недоступно.
И очень важную роль здесь играют ритуалы проживания горя. Это ритуалы воспоминаний, это ритуалы прощания — когда мы ставим свечки, когда мы упоминаем в молитве, когда рассматриваем фотографии, когда отмечаем день рождения уже умершего человека, храним где-то несколько связанных с ним памятных вещей, пишем записки или письма.
Важно помнить, что горе — это обратная сторона любви. Не проживая горе, мы лишаем себя возможности вспоминать с теплотой и нежностью, улыбаться воспоминаниям.
Переживать горе действительно очень больно, особенно если нет помощи, нет принятых форм горевания, зато есть стыд и страх «распуститься». Именно поэтому так необходимо находится в «коконе» поддержки людей близких, чтобы была возможность не думать, что делать и как, и как это выглядит со стороны — но чувствовать.
Особенно важно быть вместе с ребенком, поддерживать эмоциональный и физический контакт с ним, внимательно относиться к его состоянию и желаниям, честно отвечать на вопросы, проявлять терпение, быть открытым чувствам ребенка и делиться с ним своими в приемлемой форме, соблюдая меру, чтобы не спровоцировать страх или отчаяние. Всё это не только поможет ребенку пережить горе, но и способствует достижению определенных позитивных результатов, а именно снижению психоэмоционального напряжения, углублению взаимоотношений с близкими, принятию реальности смерти, расширению мировоззрения.
Горе даёт опыт беспомощности, бессилия перед судьбой, поэтому помогает все, что возвращает контроль: рисовать, лепить, наводить порядок, мыть, очищать — все, что захочется и получается.
Итак, помощь при проживании утраты себе или близкому заключается на трёх уровнях:
-тело — базовая забота, покой,
-чувства — доступ к переживанию любви, близости;
-действия — возвращение себе авторства жизни, возможности наводить порядок в мире.
С уважением, консультант службы.