Вопросы

Автор: Анастасия
25.01.2024 12:39
Я не знаю как мне поступить в этой ситуации, устала думать и взвешивать все "за" и "против".

Я учусь на 3-ем курсе в колледже. И учусь я на отлично, но мне очень не нравиться. Приходится делать все через силу. И я участвую в очень важном профессиональном конкурсе (готовимся мы вместе с однокурсницей). Перед конкурсом я сказала, что у меня нет желания в нем участвовать. Я очень устала, у меня произошёл нервный срыв прямо перед преподавателем, я заревела. Теперь стыдно в колледже появлятся. На днях у меня экзамен, но он не связан с колледжем. И я не успеваю готовиться ни к чему. Мне очень стыдно, что я подставляю колледж. Но сил больше нет. Преподаватель говорит, чтобы я успокоилась, сложное позади. Но через секунду она говорит, что нужно ещё много готовиться, "пахать". Потом она сказала, что колледж заплатил за участие в этом конкурсе большую сумму. И теперь мне ещё хуже, потому что они потратили деньги из-за меня, а я хочу все просто бросить. Но я устала. Также преподаватель постоянно говорит, что у меня будет "автомат" по её экзамену, но я бы его и так смогла сдать. Правда теперь мне будут занижать оценки (я так думаю).

Пробовала отказаться, но не разрешают.

Не знаю, как поступить: участвовать через "не хочу", или же правда всё бросить и продолжить жить спокойно, но с плохими отношениями с преподавателями? Дело в том, что я терпеть не могу профессию по которой учусь, я поняла, что сделала неправильный выбор. Поэтому хочу просто выпуститься поскорее, чтобы идти учиться в высшее учебное заведение уже по той специальности, на которою точно хочу.

Отвечает: Консультант службы
31.01.2024 15:13
Сложности в принятии важного решения

Здравствуйте, Анастасия

Сейчас у вас непростой период – вы проходите обучение по специальности, в которой испытали разочарование. Вы вкладываете в учебу и подготовку к в профессиональному конкурсу много времени и сил, однако очень устаете от этого и испытываете сильный стресс. Сейчас вы думаете о том, можете ли вы отказаться от участия в профессиональном конкурсе, но у вас возникает чувство стыда, когда вы думаете об этой возможности. Вы рассматриваете несколько возможных решений, в каждой из которых есть свои плюсы и минусы.

Действительно, молодые люди во время учебы часто сталкиваются с вопросом: что делать и как поступить, если я ошибся в выборе профессионального пути? При этом, подобные вопросы возникают не только у молодых людей в период обучения, но и в дальнейшей профессиональной деятельности, даже, у тех специалистов, кто, казалось бы, уже состоялся в профессии. Сейчас вы находитесь именно на таком этапе, когда важно пробовать по максимуму проявлять себя в различных сферах, узнавать их.

Вопросы, требующие выбора и ответственности, действительно, очень сложны, и требуют внимательного и взвешенного подхода. Но при этом они открывают возможности для того, чтобы не просто «плыть по течению», а планировать свою жизнь, не только мечтать о будущем, но и достигать своих целей, то есть быть в полном смысле слова взрослым человеком и «хозяином» своей жизни.

Если я верно вас понимаю, то один из вариантов, который вы рассматриваете сейчас для себя: отказаться от участия в конкурсе. Но вас останавливает, что ваши преподаватели и рассчитывают на вас, и они также затратили много средств и усилий на подготовку к конкурсу.

Для того, чтобы помочь Вам в принятии решения, хочу предложить технику, которая называется «Квадрат Декарта» (предлагаю выполнить вариант в модификации, а «базовый» вариант этой техники Вы при желании можете найти в интернете).

Возьмите 4 листа бумаги и подпишите их «Что будет, если я откажусь от участия в конкурсе?», «Что будет, если НЕ откажусь?», «Чего НЕ будет, если НЕ откажусь?», «Чего НЕ будет, если откажусь?».

Вам нужно взять каждый из листков и записать как можно больше пунктов, а затем, напротив каждого пункта проставить значимость пункта для Вас от 1 до 10 (числа могут повторяться).

Когда будете писать, не подсматривайте в уже написанные листочки и постарайтесь избегать повторов с отрицанием (пример: что будет если откажусь. – «придется сдавать экзамен по предмету», что будет если не откажусь… - «будет автомат за экзамен» - это повтор с отрицанием).

Также важно, что все свои ответы нужно именно записывать, а не отвечать мысленно. Сам процесс записи ответов будет как бы конвертировать мысленные доводы и фантазии в логическую буквенную форму, что и окажет вам существенную помощь в принятии решения.

После сложите значимость следующим образом:

«Что будет, если откажусь» с «Чего не будет, если не откажусь»

«Что будет, если не откажусь» с «Чего не будет, если откажусь»

Сравните значения получившихся сумм. Эта техника поможет понять, какой вариант более приемлемый для Вас и как можно действовать дальше. В качестве завершающего штриха можно спросить себя: «Как я буду себя чувствовать, если поступлю так?»

Часто именно наши чувства и эмоции в отношении того или иного решения являются «маркером» для того, чтобы понять: чего же мы хотим на самом деле? Вы можете немного помечтать о том, каким Вы хотели бы видеть ваше будущее через 3, 5, 10 лет – и далее попробовать посмотреть на возникшую ситуацию с позиции будущего. Как вы считаете, будет ли иметь значение ваш отказ от участия в конкурсе, или напротив, принятое решение участвовать, через год, или через пять лет? Если будет, то каким образом? Какие у этого решения могут быть долгосрочные последствия? Может быть, это тоже сможет помочь вам в принятии решения.

В заключение, попробуйте рассмотреть некие «компромиссные» варианты, например, принять участие в конкурсе, но минимизировать время на подготовку к нему. Да, конкурс действительно важен для вашего учебного заведения, но насколько он важен для вас? Готовы ли вы уделять большое количество своего личного времени на подготовку, или все же нет? Из вашего письма складывается ощущение, что вы очень тревожитесь за результат, чтобы не разочаровать преподавателей, но входит ли это сейчас в вашу систему приоритетов?

А может быть, вы рассмотрите вариант «наоборот» - найти в себе силы, подготовиться к конкурсу, пусть не на 100 %, но настолько, насколько это возможно, а экзамен, который не связан с колледжем, например, пересдать позже?

Если, несмотря на все выполненные техники, и ответы на вопросы, у вас не появилось четкого ответа, вы можете воспользоваться поддержкой специалиста – психолога и обсудить этот вопрос в формате телефонного звонка, например, на единый всероссийский телефон доверия (88002000122). В формате беседы вы можете проговорить те чувства и эмоции, которые возникают у вас в связи со сложившейся ситуацией, и обсудить со специалистом возможные варианты решения.

Из вашего письма видно, что вы ответственный, самостоятельный человек, и мне хочется пожелать вам удачи в разрешении всех возникающих сложностей и в принятии важных для вас решений.

С уважением,

консультант психологической службы