Вопросы

Автор: Татьяна
19.12.2010 19:31
Тема не указана

Женаты чуть больше 1 года. 30 и 42 года. Ситуация повторяется раз в 2-3 месяца, а именно - муж "играет со мной в молчанку". Раньше плакала, пыталась помириться, особенно, если чувствовала свою вину. Сейчас беременна, поэтому просто решила тоже молчать, чтобы себе и ребенку не сделать плохо. Бьем рекорд - молчим уже 6 дней. Муж меня очень любит, как и я его. Но в такой ситуации становится непробиваемое стеной. Вопрос - есть ли способ избавить мужа от подобного поведения. (приготовить ужин, поговорить, приласкать не подходят, так как когда зол, он не ест, приготовленное мною, сам может прекрасно готовить или поесть вне дома; в доме несколько комнат, он перебрался жить в другую комнату и закрывается там). Спасибо

Отвечает: Консультант службы
19.12.2010 19:31
Тема не указана
Здравствуйте, Татьяна.

В Вашем коротком обращении достаточно материала для нескольких статей.

Начать хотя бы с того, что взрослые в общении редко делают друг другу что-то, чего не делали бы им их родители в прошлом. Можно предположить, что Ваш супруг имел в своё время опыт быть наказанным именно путём игнорирования со стороны значимых взрослых. Это, пожалуй, самый жестокий способ наказания. Ребёнок, с которым перестают разговаривать, которого игнорируют, получает две отметины в своей душе. Первая - жуткое переживание, которое можно назвать "меня больше нет в жизни мамы/папы" или даже "меня больше нет" (похоже по феноменологии на смерть, не правда ли?). Вторая отметина - человек берёт на собственное вооружение весьма нездоровый способ разрешения конфликтных ситуаций и не научается другим, более конструктивным способам.

Похожие рассуждение можно развернуть и о еде. Во множестве культур совместный приём пищи имеет сакральный смысл. Разделить с кем-то стол, значит принять человека, как своего. Например, до сих на Кавказе два человека,  преломившие друг с другом хлеб (разделившие трапезу), становятся чуть ли не побратимами.
Не потому ли, прогнать из-за стола - субъективно воспринимается тоже, как сильнейшее наказание, а не принять приглашение к столу, означает выразить определённое отношение к сидящим за ним. Ведь только враги не в состоянии преломить друг с другом хлеб.

Подчеркну, что сказанное мной лишь предположительно может иметь отношение к Вашему супругу. И есть вещи, о которых можно сказать точно. Вот Вы говорите об "игре в молчанку". Вы ведь так или иначе принимали участие в этой игре. Сначала тем, что плакали, ласкались, увещевали, вели себя, как примерная хозяйка. Теперь сущностно изменилось Ваше жизненное состояние. Вы вынашиваете ребёнка. Это повлияло на то, как Вы стали относится к молчанию мужа. Но в игру всё равно вступаете. Совместно с супругом бьёте рекорды молчания. Это уже новый уровень Вашего реагирования, но он всё равно не разрешает ситуацию.

Я дерзну поставить под сомнение Ваш вопрос о способах избавления мужа от его молчания. Важнее, на мой взгляд, поставить перед собой задачу о том, как самой выйти их этой деструктивной игры. Если у Вас это получится, то Вы поможете супругу ответственно решить - продолжать молчанку или нет. У него уже не будет возможности считать, что Вы каким-то образом влияете на его молчание. Вы-то уже не будете участвовать в игре.

Для того, чтобы выйти из "игры в молчанку" важно признать перед мужем, что его молчание влияет на Вас и, что Вы не имеете власти над тем молчит муж или говорит, идёт ли он к ужину или не идёт. При этом надо высказаться о том, как ситуация влияете на Ваши отношения. И в заключении передать мужу право самому решить, когда он молчит, а, когда нет.
Выглядеть это может примерно так:
"Дорогой, ты прекрасно знаешь мою слабость. Знаешь о том, что мне крайне неприятно, когда ты уходишь в молчанку и начинаешь отказываться от еды.
Я так же признаю, что продолжая вести себя таким образом, ты, вероятнее всего, сможешь добиться того, чего хочешь.
При этом, когда ты глухо молчишь и не ешь то, что я готовлю, я чувствую себя отвергаемой тобой, такой, словно, ты видишь во мне врага, будто тебе лучше, если бы меня вообще не было. Такие жуткие переживания - это слишком несправедливо и жестоко, даже при условии, что я в чём-то провинилась.
Я так же признаю, что у меня нет никакой власти заставить тебя говорить.  И продолжение твоего молчания плохо влияет на наши отношения, подтачивают их. От осознания этого мне грустно, т.к. я люблю тебя и точно знаю, что ты любишь меня.
Повторю ещё раз, что понимаю, что не в моих силах заставить тебя говорить, я признаю, что только ты можешь решить, когда прекратить это молчание.
В любом случае я признаю твоё право как молчать, так и говорить. И приму любое твое решение по этому поводу."

Примерно так.

С Уважением,
             Алексей Степанов.