Вопросы
Учусь в школе с появлением ковида, стал учиться так себе, помогали держаться на плаву мои умения слушать и запоминать, т. е. я выкручивалась так и сяк, теперь же надо взять себя в руки и начать учиться, то есть, то что у меня не получается, ведь выпуск не за горами( если, что я отличница, хоть и липовая). Я понимаю как важно сейчас постараться, чтобы потом было легче, но не могу. Большинство времени читают история современные на телефоне, но покупаю книги бумажные и не читаю, стоят они на полке и всё. А в свободное время не знаю, что делать, вроде надо пойти делать уроки, но нет и хожу я по дому, как призрак безликий. Обычная ситуация прихожу домой ничего не делаю, я даже по дому не помогаю маме, как вечер вспоминаю, но всё равно не делаю, ночью делаю, но половину переношу на утро где-то в 5-6 часов. Но главное от своего состояния плакать охота, буквально сегодня я понимаю, что ничего не делаю, а у меня долги по учебе, я хочу заплакать, чтобы всё прошло и это освободило меня от ответственности, но я не плачу и дальше продолжаю ничего не делать. Хотелось бы найти мотивацию учиться, я и профессию выбрала, но выбор был какой, посмотрела сериал Ганнибал, а там главные герои профайлер и психотерапевт и захотела стать судмедэкспертом, но начала сомневаться, ведь я не понимаю химию, но опять же я ничего не делаю, чтобы понять её. Или может быть я творческий человек ведь люблю рисовать и хотела бы заняться фотографиями. Но хочу отметить я хожу на кружок театральный уже 2 года и мне там нравится, но связать свою жизнь с этой направленностью не хочу, я даже выигрывала конкурс. Дайте, пожалуйста, совет, как найти мотивацию или, что-нибудь другое,
Здравствуйте, Арина!
В своем сообщении Вы пишете, что потеряли мотивацию к учебе. Проявляется это в нежелании выполнять домашнее задание, откладывании его на позднее время, долгах по учебе, нежелании что-либо делать, касаемо обучения. Такое отсутствие мотивации вызывает неприятное состояние, Вам хочется плакать, чтобы быть свободной от навалившихся тягот, но давать слабину Вы не решаетесь. Хочется получить помощи и найти мотивацию.
Арина, позвольте искренне поддержать Вас, сейчас Вам действительно нелегко и Вы нуждаетесь в поддержке. Трудности в обучении, а порой и нежелание учиться сопровождают большое количество школьников. Особенно часто это встречается у подростков, которые находятся на выходе из школы и сталкиваются с выбором профессии. В целом, подростковый этап поистине сложный период, когда происходят множественные изменения, тело и психика перестраиваются так быстро, что создает дополнительный сильный стресс. Из-за чего подростку становиться сложно находить себя в мире, сложно управлять чувствами и эмоциями, а также справляться с жизненными ситуациями и трудностями, на которые раньше не обращали внимания. Подросток старается создать окружение для себя, которое будет поддерживающим и ресурсным, ищет себя , а также свое предназначение в мире, что порой создает дополнительную тревогу и напряжение. Так, встречаясь с какой-то важной задачей, направленной в будущее (например, подготовка к важному экзамены), может проявляться сопротивление ей и желание избежать, чтобы в настоящий момент не испытывать дискомфорта, но подобрать для этого другое более подходящее время. Часто этого подходящего времени не находится и подросток ищет другие пути избегания чего-то важного и обязательного для него. Таким образом он прокрастинирует , то есть откладывает важные дела на потом, но с каждым разом сталкивается с отложенным делом снова и снова, что создает еще большую тревогу подростку, от которой возникает беспокойство за будущее. Обращаясь к Вашему письму, Арина, вижу, что Вы беспокоитесь о потере мотивации. Однако, сами подмечаете свои способности слушать и запоминать информацию, что напрямую связано с волей, а когда человек может контролировать волевые процессы, то он имеет мотивацию к чему-то. Мотивация побуждает нас к действию, а воля помогает это побуждение перевести в действие, преодолевая различные препятствия как внешние так и внутренние. Примерно также можно сказать и про Ваше позднее выполнение домашнего задания, изначально прокрастинируя и откладывая на потом задание, Вы все-таки выполняете его, потому что тревога созданная прокрастинацией начала Вас двигать к выполнению задания и Вы прикладываете усилия, чтобы его выполнить, но сил приходится тратить больше, накапливается усталость и кажется, что так будет всегда. Однако тут можно посмотреть на время Вашего выполнения задания и на то сколько времени Вы тратите. Возможно, Вы недостаточно грамотно распределяете времени на поставленную задачу. Так, например, Вы можете попробовать приемы тайм-менеджмента которые позволят научить Вас правильно распределять свое время и силы. Например, «метод помидора» суть которого состоит в следующем: Вам нужно поставить таймер на 25 минут и в течение этого времени не отвлекаться от выполняемой деятельности. Дальше устройте 5-минутную передышку и повторите цикл. Каждые четыре цикла устраивайте перерыв подольше длиной в 30 минут. С помощью системы 25 минут Вы разделите монотонную работу на небольшие части, которые будут восприниматься не такими сложными и громоздкими. После каждого временного отрезка Вы будете получать заслуженный отдых и сможете с новыми силами приступить к работе. Всем студентам стоит взять эту технику на вооружение: она отлично подходит для монотонной работы, например, написания большого конспекта. Также Вы можете попробовать «метод Эйзенхауэра» , где Вам нужно записать все ваши дела, распределив их на четыре группы по важности и срочности: срочные и важные; срочные, но неважные; несрочные, но важные; несрочные и неважные. Эта матрица поможет сортировать дела в соответствии с их важностью. Она научит расставлять приоритеты в учебе. Еще одна техника, которая тоже может быть полезной - «Маленькие шаги к большим целям». Вы можете разбить сложную задачу на несколько маленьких шагов, каждый из них можно выполнить за несколько минут. Затем Вы можете сосредоточиваться на каждом следующем шаге, не пытаясь сделать все сразу. Например, Вы можете разбить процесс написания реферата подобным образом: 1. Прогуляться до библиотеки; 2. Найти библиографические ссылки в компьютерном каталоге; 3. Распечатать список библиографических ссылок; 4. Найти материал по первой ссылке; 5. Просмотреть материал; 6. Написать короткий конспект и главные выводы на отдельной карточке. Когда Вы приступите к задаче, возможно, Вы испытаете чувство завершенности, которое будет мотивировать вас сделать больше. Также смена пространства сможет Вас замотивировать выполнить задание. Кроме того, есть и другие техники тайм-менеджмента, которые Вы можете подобрать для себя самостоятельно.
Арина, подготовка к выпуску из школы, экзаменам конечно вызывают сильнейший стресс, потому что дальше необходимо определяться с будущей профессиональной деятельностью, определяющей стиль жизни, благополучие как материальное, так и физическое, также качество окружения и т.д., за что опять-таки нужно брать ответственность. И действительно, это также очень страшно, тяжело и вызывает дополнительные сомнения с чем Вы и встретились (выбрала профессию, но нужно сдавать химию, которую не понимаю). В этом случае, я бы рекомендовала бы Вам обратиться с этими сомнениями к профориентологу, которые работают с похожими ситуациями. Они помогают узнать сильные и слабые стороны будущего специалиста, направляют в поиске профессии в соответствии с Вашими предпочтениями, способностями, знаниями, а также сопровождают в разработке стратегии и плана выбора специальности.
Арина, я желаю Вам удачи.
С уважением, Любовь.