Вопросы
Здравствуйте. Меня зовут Марина. Я мама 4-х летней девочки Вероники. У нее проблемы с посещением детского сада. Начала адаптацию она в сентябре 2022 года, но ходила мало из-за частых болезней и рождения второго ребёнка. Сейчас после долгого перерыва снова начала ходить, но со слезами. Очень много плачет, говорит, что ее там обижают дети (насколько мне удалось узнать это не так), бывают у них мелкие конфликты из-за игрушек, но в целом все более-менее нормально. Еще большая проблема в том, что она не ест в садике. У неё сразу же начинается истерика, когда они садятся за стол для еды. Она максимум может немного хлеба съесть и чая, и то не всегда. Очень плакала, когда рассказывала, что ее воспитатель кормил с ложки. С воспитателем я поговорила, чтобы так не делал больше. Но тем не менее каждый поход в садик-это истерика. С едой дома тоже сейчас проблемы, до этого было лучше. Подскажите, как помочь ребёнку? Может ей лучше дома сидеть?
Здравствуйте, Марина! Сейчас ваша дочь Вероника проходит нелегкий путь адаптации к детскому саду, сталкивается с трудностями взаимодействия с другими детьми, с потерей аппетита, нежеланием возвращаться туда. Я хочу поддержать вас в том, что вы ищите способы помочь ей пережить этот кризис.
Период адаптации может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от характера ребенка, его готовности к разлуке с родителем. В вашем случае после длительного перерыва период адаптации начался снова. К сожалению, вы не написали, как Вероника ходила в ДС первый раз, были ли такие проблемы. Но могу предположить, что сейчас адаптация может быть осложнена также появлением второго ребенка, который остается с мамой, а ее отправляют к этим «чужим тётям», заставляющим есть, и «злым» детям, отбирающим игрушки. Можно выделить три этапа адаптации к ДС: 1) дезадаптация, когда встречаются частые болезни, нарушения сна, аппетита, нежелание ходить туда; 2) адаптация, когда начинается привыкание к условиям, режиму, поведение нормализуется; 3) компенсация, когда ребенок ведет себя спокойно, эмоциональное состояние нормализуется.
В период адаптации ухудшение аппетита, сна, капризность довольно распространенные явления. Необходимо проявить особые чуткость и внимание к дочери, дать возможность компенсировать в домашних условиях недоедание, недосыпание в ДС – например, по выходным дать возможность подольше поваляться, особенно круто будет, если вы будете делать это вдвоем в обнимку, стараясь за выходные максимально насытить дочь вашими теплом, заботой и любовью. Да, это сложно, никто не отменял домашние дела и второго ребенка, но это необходимо для того, чтобы помочь Веронике плавно, но максимально бережно влиться в новую для нее среду. Можно заранее в четверг/пятницу сесть вдвоем и обсудить как бы она хотела провести выходные, чтобы она хотела кушать, можно предложить ей самой составить меню (например, «ты бы хотела в субботу на завтрак кашу или омлет? А на обед ты будешь рыбу или мясо? Ты хочешь побыть дома или сходить на площадку/в парк? И т.п.»). Дайте ей прочувствовать, что она также, как и до рождения второго ребенка, важна для вас, вам важно ее мнение.
Помимо этого, не забывайте о собственном восприятии всей этой ситуации: если вы тревожитесь, нервничаете, беспокоитесь, то это только усилит ее неуверенность. Старайтесь из раза в раз обсуждать ДС с позитивной точки зрения. Приводите примеры, чем там можно заниматься, во что играть, сколько там игрушек, чему она сможет там научиться. Накануне вечером обсуждайте, как прошел день, что понравилось, что запомнилось, что развеселило, что наоборот огорчило, что хотелось бы повторить завтра.
Постарайтесь по началу приводить Веронику на несколько часов на утреннюю прогулку и забирать до обеда, или приводить на вечернюю прогулку, когда детей меньше и воспитатель может уделить больше внимания. Это даст возможность увидеть не групповые рыдания при расставании по утрам, а радостные встречи родителей и детей. Обязательно обсудите с воспитателем привычки своего ребенка, режим. Вы правильно поступили, что пресекли попытки насильного кормления дочери. Во-первых, это влияет на понимание чувства голода, во-вторых, довольно унизительно при других ребятах, что может негативно сказываться на самооценке. Если она отказывается есть – пусть не ест, объясните сами и попросите воспитателя это повторять каждый раз, когда она отказывается, что в ДС есть режим питания, и если она сейчас не будет обедать, то следующий прием пищи будет только на полдник и, не пообедав, ей придется ждать следующего приема пищи. Со временем ребенок привыкнет к этому режиму, да и аппетит восстановится ближе к завершению адаптации. Постепенно увеличивайте время пребывания и оставляйте ее на прогулку, забирая после обеда, затем после сна, затем после полдника и т.д. Если все проходит гладко, то через 2 недели можно оставаться на полный день. При этом затягивать эту адаптацию не стоит, иначе это особое посещение садика войдет в привычку.
Можно предложить Веронике брать с собой какую-нибудь игрушку. Она будет связывать ее с домом, успокаивать. Игрушка будет ходить в садик вместе с Вероникой. Спрашивайте у нее, что с игрушкой происходило в ДС, кто обижал, кто дружил, кто играл, было ли ей грустно. Это позволит дочери от лица игрушки рассказать о себе и своих чувствах. Что касается ситуаций, когда у нее отбирают игрушки – не обесценивайте ее опыт взаимодействия. Если для вас это мелкие конфликты из-за игрушек, то для нее это обидно и неприятно. Обсудите дома, как нужно вести себя, когда игрушки отбирают, проиграйте это с игрушками.
Придумайте ритуал прощания в ДС, например, пришли, переоделись, пять минут пообнимались/поцеловались, можно взять в кулачок свой поцелуй и положить его в ее кармашек, чтобы каждый раз, когда она заскучает по вам, она могла потрогать этот кармашек и вспомнить, что вы ее любите и вечером обязательно за ней придете, потом можно помахать вам в окошко, чтобы закрепить прощание. Никогда не уходите не попрощавшись, обманывая ребенка, что вернетесь через пару минут. Это сильно нарушит доверие к вам. Даже если она плачет, обнимите ее, но будьте непреклонны. Она должна знать, что выбора у нее нет – ходить в детский сад обязательно. Оставайтесь последовательны и уверены в том, что делаете. Скажите ей твердо и уверенно, что вы ее любите и оставляете ее на несколько часов, обязательно вернетесь за ней после того, как она поспит, погуляет, поужинает и т.п. И старайтесь сдерживать свое слово, не опаздывайте. Хвалите в те дни, когда вы спокойно расстаетесь (но не ругайте, когда этого не происходит!), раз за разом объясняйте, что это необходимо, что вы ее любите и обязательно вернетесь за ней.
Не забывайте общаться с воспитателем, интересоваться самочувствием и поведением Вероники, о том, как она взаимодействует со всеми, спрашивайте об успехах и затем можете передавать ей, как воспитатель ее хвалила за что-нибудь. Узнавайте, как ведет себя дочь, когда вы уходите, быстро ли перестала плакать, легко ли включилась в игру. Хорошие отношения с воспитателем тоже влияют на адаптацию.
Интересуйтесь каждый раз после ДС как прошел день, чем она занималась, во что играла, с кем играла (не только у игрушки спрашиваем)), что узнала нового. Относитесь внимательно к ее рассказам, храните все ее рисунки и поделки, складывайте в специальную папочку, вешайте на холодильник. Поощряйте желание принести в ДС какую-нибудь игрушку, подарить воспитательнице рисунок, позвать в гости подружку и т.п. Постарайтесь уделить внимание вечером, чтобы восполнить недостаток себя в течении дня – почитайте вместе, поиграйте, просто вместе пообнимайтесь.
Сложности посещения ДС могут так же возобновиться после праздников, каникул или болезни. В таких случаях нужно быть гибким и на какой-то период вновь сократить время пребывания, главное не затягивать с этим, чтобы это не вошло в привычку, буквально пару дней на привыкание к режиму.
Марина, в теме адаптации к детскому саду очень много нюансов, которые мне сложно охватить в одном сообщении. Вы можете позвонить нам на телефон +7 (495) 989-50-50 (круглосуточно, анонимно, бесплатно) и обсудить с психологом возникшие вопросы, поделиться своими переживаниями.
С уважением, консультант службы.