Вопросы
Мне 41 год. Много лет живу с мужем-наркоманом. После многих лет бессонных ночей, скандалов и даже рукоприкладства с обеих сторон удалось вывести семейную жизнь на приемлемый уровень: без скандалов, финансово стабильный и даже в чем-то успешный. О близких отношениях речь не идет, конечно. Так, когда я болела с высокой температурой и не могла даже говорить, муж с сыном орали у меня под ухом и никто из них не подумал принести мне чаю за неделю.
Очень подозреваю у мужа биполярное расстройство: уж очень ярко прослеживаются периоды депрессии и злобы и хорошее, доходившее прежде до эйфории, настроение, когда он добрый, активный, мало спит.
Я очень стараюсь вести активный образ жизни: ходить на концерты, заниматься спортом, много разных хобби, работа, разумеется. При этом часто не сплю по ночам из-за тахикардии. В итоге потом чувствую себя измученной и не могу элементарно помыть посуду или сходить в душ. Но все равно стараюсь себя заставлять делать по-максимуму, а когда не получается, всегда себя ругаю.
У меня проблемы с сердцем, с детства - миокардит, по некоторым косвенным признакам подозреваю, что уже возможно он перешел в сердечную недостаточность. Очень утешает мысль, что половина больных с СН живут не более 5 лет, потому что вижу, что несмотря на все мои усилия изменить свою жизнь и свое состояние, я чувствую себя все хуже и хуже.
Я не знаю, что еще могу сделать, чтобы почувствовать хотя бы удовлетворение от своей жизни.
Здравствуйте, Анна. Вы долгие годы жизни живете в состоянии постоянного стресса, сохраняя отношения с мужем-наркоманом. Сейчас отношения с ним перешли на другой уровень, нет скандалов, появилась финансовая стабильность, но нет близких отношений, поддержки, внимания и заботы. Можно сказать, что живете, как соседи. Задумывались ли вы о том, зачем быть в таких отношениях, что вас в них держит, какова «цена» жизни рядом с ним?
Вы предполагаете, что у мужа есть психическое заболевание, и ваши мысли вполне обоснованы, поскольку наркомания по МКБ относится к психическим расстройствам. Вы долгие годы живете рядом с человеком с нестабильной психикой, и это делает вашу психику нестабильной. Эмоциональное состояние человека, несомненно, отражается и на телесном уровне. Вы стараетесь заботиться о себе, ведете активный образ жизни (спорт, хобби, развлечения), но страдаете нарушением сна, которое связываете с тахикардией. Причины бессонницы и тахикардии могут быть связаны, как с психологическими причинами, так и с телесными нарушениями. От природы у вас есть проблемы с сердцем, в ситуации стресса сердце всегда реагирует учащением пульса, нарушением ритма и пр., и все эти составляющие взаимосвязаны. Вы написали, что много лет страдали бессонницей из-за скандалов с мужем. Часто повторяющиеся реакции тела на стресс (бессонница+тахикардия), создают привычку тела включаться на автомате. Поэтому, чтобы справиться с состоянием бессонницы важно обратиться к врачу неврологу, психиатру, кардиологу, сдать анализ крови на кортизол (гормон стресса, который вырабатывается надпочечниками), чтобы на медикаментозном уровне дать телу поддержку. Кроме прочего найдите возможность обратиться на консультацию к психологу для проведения личной терапии.
Вы не знаете, что вам нужно еще делать, чтобы почувствовать удовлетворение от своей жизни. Фразы такие как – «Я не могу», «Я не знаю», «У меня не получится» и пр. – это фразы беспомощности, чаще всего под ними лежит подтекст - «Я не хочу ничего делать, менять…». Спросите себя: «Чего я не хочу менять в своей жизни, с чем или кем мне нужно давно проститься, но я за это держусь?» В искренних ответах на эти вопросы лежат пути к новой жизни. Но пока, из того, что вы написали, складывается впечатление, что выбираете вы не жизнь, а самоуничтожение: жизнь с психически больным человеком, отсутствие заботы о своем психоэмоциональном и физическом здоровье, прогнозы-ожидания ранней смерти из-за СН и пр.
Нельзя сказать, что вы не знаете, что делать. Скорее знаете, но не решаетесь на перемены. Именно поэтому предлагаю вам принять решение: «Я хочу жить», и из этого состояния начать заниматься собой на двух уровнях – телесном (с врачами) и психоэмоциональном (с психологом).
С уважением, Ирина.