Вопросы

Автор: Лия
16.04.2011 21:53
Тема не указана

У меня в 7 классе мальчик украл деньги у одноклассников из карманов курток, оставленных в классном кабинете. Он из неблагополучной семьи, но такого за ним до сих пор не наблюдалось. Я поговорила с ним, но он отрицает, что взял деньги и допытывать я его не стала. А то, что именно он сделал это, выяснилось из разговора с ним. Вначале он говорил, что и у него пропали деньги, а сам на перемене сходил в магазин, купил кое-что и угощал мальчиков. А деньги как бы дала ему какая-то тетя. Как мне действовать, чтобы и не травмировать этого мальчика и вернуть деньги остальным, и сделать так, чтобы он больше так не поступал?

Отвечает: Консультант службы
16.04.2011 21:53
Тема не указана
Здравствуйте, Лия!
Очень отрадно, что вы так бережно обращаетесь с ребенком, боясь нанести ему вред. При открытом разбирательстве на ребенке может на долго остаться клеймо «вора», и он может остаться в изоляции.  Более эффективно поговорить наедине, в доверительной форме, выяснив причины такого поведения:
1.    Возможно, что она состоит в желании завоевать авторитет своих одноклассников. Тогда важно объяснить подростку, что он ценен не тем, что он имеет, а какой он.
2.    Еще одной из самых частых причин кражи является отсутствие возможностей у ребенка получить какую-либо вещь, в которой он нуждается или хочет. Объясняем, что кража – это неправильное поведение. Кража - преступление и может привести к последствиям, намного худшим, чем быть наказанным, включая тюрьму или подростковую колонию.
3.    Воровство может быть связано с желанием экспериментировать, которое так характерно для данного возраста. Само по себе столь странное экспериментирование неприятно, но не критично. Главное в таком случае, чтобы ребёнок извлёк правильные выводы из своих экспериментов и не превратил это желание в зависимость.
4.    Еще одной причиной кражи может стать стресс ребенка. Его может вызвать всё, что угодно: ребенок может быть элементарно расстроен, так же это может быть связано с проблемами в школе или дома. Некоторые детские кражи стоит рассматривать как крик о помощи вследствие эмоционального или физического насилия.
5.    Воровство в данном случае может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания, на отсутствия должного внимания и достаточной любви.
Очень важно ваше доверительное отношение к подростку. Какая бы беда ни случилась с ребенком, главное - не отворачивайтесь от него, а дайте ему шанс остаться Человеком. А если потребуется - дайте такой шанс еще раз.  А.С.Макаренко в книге "Педагогическая поэма" рассказывает, как одному из своих воспитанников - прожженному вору и жулику - он доверил получить огромную сумму денег за всю колонию. Он намеренно послал мальчишку за деньгами одного. Когда, измученный внутренней борьбой и соблазном, тот все-таки принес деньги и попросил их пересчитать, Макаренко ответил: "Зачем? Я тебе верю!". Именно эта вера в ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше, спасёт его, остановит от рокового шага.
Ваша задача без осуждения, но с однозначным отношением к поступкам подобного рода, донести до его сознания следующее:
Воровство - это обман. Обман всегда ведет к утрате доверия близких людей. Следствием утраты доверия является холод в отношениях. Холод в отношениях – это отсутствие поддержки. Отсутствие поддержки приводит к ощущению одиночества, пустоты в душе и отсутствию защищенности. Когда нет поддержки – это страшно.
Выяснив причины, объяснить какие он переживания доставил своим родителям, учителям и непосредственно самой жертве кражи. Учитель может вернуть украденное владельцу, чтобы уберечь ребенка от публичного разбирательства. Для ребенка многие ситуации могут казаться трагичными и безысходными, и поэтому ему так важна эмоциональная поддержка взрослых.
Воровство в подростковом возрасте - это не крест на дальнейшей жизни. Нужно лишь вовремя услышать тревожные звоночки и принять меры.
С уважением,
Светлана Старова