Вопросы

Автор: Вера
27.05.2011 22:24
Тема не указана

Здравствуйте! Мне 21 год. Я учусь в университете, на 4 курсе.  Проблема моя заключается в том, что у меня сложные отношения с моим научным руководителем. И причина отнюдь не в том,  что я бездарь и ничего не делаю. Напротив, я учусь на отлично. Я вообще не могу понять причин его поведения, и не знаю, как себя вести. Когда я с ним здороваюсь, он молча смотрит на меня, как удав (так говорят все мои одногруппники), ехидно улыбается… Когда я прихожу к нему по каким-либо вопросам, он отказывает мне в помощи, говорит, что занят. Но если в это же время приходит другая студентка, охотно с ней общается. Но самое ужасное, если он говорит придти к нему в определенное время,  а когда я прихожу, просит подождать час, потом еще час, и еще… А потом с улыбкой говорит: «Здравствуйте, вы ко мне? Почему пришли? Я занят! Договаривайтесь со мной перед тем, как ко мне придти!». Причем у него «на лице написано», что он просто так «пошутил»!.. Это продолжается уже достаточно давно, но в последнее время проявляется особенно. Это даже другие студенты замечают! Возможно, причиной такого «обострения»  стало то, что недавно на закрытии конференции я вышла за грамотой с очень злым лицом, расстроенная и т.п. (а грамоты поручили вручать ему). Не знаю, что он там подумал, но после этого моя жизнь в университете невыносима! Сначала я думала ему объяснить, почему я себя так вела на конференции (рассказать, что у меня была сильная головная боль, да и один человек  меня очень обидел…), а потом поняла, что не стоит. Тем более, что я не уверена, что причина в этом. Ведь он и раньше себя так вел… В общем, помогите, пожалуйста.  Что мне сделать в такой ситуации? Я уже даже думала просить у него прощения, но не знаю, за что...   Спасибо.

Отвечает: Консультант службы
27.05.2011 22:24
Тема не указана
Здравствуйте Вера!
В своем письме Вы рассказали о сложностях во взаимоотношениях с вашим научным руководителем. И, как мне кажется, Вы испытываете обиду и ощущение необоснованного принижения Вашей личной значимости. Вы пишите, что ваш научный руководитель игнорирует вас, и его поведение выглядит неадекватно его функции по отношению к Вам. Назначая вам время приема, он проявляет неуважение, делая вид, что не знает о договоренности. Мне представляется разумным посмотреть на ситуацию Вашего взаимодействия с преподавателем взглядом стороннего наблюдателя, позволяющим приблизиться к объективной точке зрения. Как мне кажется, в ваших взаимоотношениях с научным руководителем возник ролевой конфликт. Причины данного конфликта могут быть различны. К примеру, со стороны преподавателя – это может быть проявлением попытки самоутвердиться, подтвердить свою власть. А с Вашей стороны возможной причиной мог быть завышенный критерий оценки его как преподавателя. Или Вы случайно совершили действие, которое воспринимается преподавателем как нарушение норм общения между студентом и преподавателем. Возможно, Вы неосознанно проявили неуважение к статусу преподавателя, а преподаватель в свою очередь не смог это проигнорировать или упустить из виду.
В любом случае, приходится признать, что причина поведения преподавателя действительно до конца не определена, набор способов исправления ситуации ограничен, а сами способы непросты в осуществлении.
Для того чтобы найти выход из сложившейся ситуации, сначала нужно попытаться изменить ваше отношение к данной ситуации. Вероятно, лучше будет попробовать отнестись к поведению преподавателя как непродуктивному стилю руководства над студентами или попытке указать вам на допущенную ошибку в общении с ним. И тогда Вам будет проще перейти к активной позиции поиска выхода.
Так как прямо повлиять на поведение вашего научного руководителя вы, скорее всего не сможете, мне представляется возможным обращение за помощью к другому преподавателю или в деканат. Тогда необходимо будет обосновать свою просьбу состоящую в том, что из-за проблем в общении со своим научным руководителем вы не можете успешно решать возникающие у вас вопросы в обучении. А может быть, у Вас получится по-иному построить общение, если Вы немного поменяете свою стратегию поведения. Например, назначая встречу, вежливо проговорите вслух, что эта встреча Вам особенно необходима, и Вы очень надеетесь, что встреча состоится. Придя на встречу, не стесняясь, загляните и сообщите, что Вы уже пришли и добавьте, что сообщаете об этом, чтобы преподаватель не беспокоился о Вашем опоздании. Маленькие хитрости подчеркнуто вежливой и мягкой настойчивости, могут Вам помочь, обезоружив преподавателя. Попробуйте сделать корректный комплимент заслугам Вашего преподавателя, обычно это делается в форме выражения благодарности. Заодно, таким образом можно проверить, не этого ли он ждет.
Не смотря на объективную сложность ситуации, можно утверждать, что беспристрастный взгляд на взаимоотношения с преподавателем может прояснить ситуацию, а нахождение настоящих причин конфликта может стать началом выхода из него.
С уважением, Рябова Анастасия