Вопросы
Здравствуйте! В последнее время я стала впадать в апатию.. Боязнь экзаменов,страх не сдать и т.п..очень меня пугает.. На меня давят со всех сторон,я пытаюсь преуспеть во всем! Первый экзамен сдаю 30 мая,потом 6 июня 9 июня,и последний 14 июня! + Я поступаю на художественный факультет,где мне нужно сдать живопись (я пытаюсь преуспеть и учебе и в творчестве) но очень сильно переживаю за все! Мучают мысли о смерти,о самоповреждении и т.п.. Не знаю что делать, пожалуйста скажите если ли какие-то варианты? Спасибо большое за поддержку и помощь
Здравствуйте, Настя!
Испытания есть в каждом возрасте и на каждом этапе они важны для формирования личности. Экзамен становится стрессовым почти для всех. У нас в обществе уделяется очень большое внимание этапу жизни школьника или студента, как сдача экзаменов, причем так, будто сдает тест на всю оставшуюся жизнь: сдашь – будешь жить, не сдаешь – никакой жизни.
Напряжение настолько велико, что единственным путем его как-то разрядить Вами видится путь причинения себе вреда. Но это далеко не единственный. Важно удерживаться за эту мысль всякий раз сталкиваясь со сложностями. Конечно имеются некоторые общие рекомендации, которые важно соблюдать весь период обучение: распределение нагрузки, разбивать учебный материал по блокам, вовремя закрывать или не допускать хвосты и пр. Но имеются и рекомендации, которые Вы можете выполнять уже сейчас. Обычно в экзаменационный период сильно растет тревога - будущее неопределенно. И так как Вы не можете ускорить время и приблизить себя к моменту, когда Вы уже знаете свою отметку, мы рекомендую сейчас заниматься психогигиеной своего состояния.
1.Поддержка. Поддержка и в спокойные периоды жизни каждого из нас имеет важное значение, а в стрессовые этапы и подавно. К поддержке относятся все связи, исключающие критику и осуждение. Это могут быть родители и друзья, наставники, психолог и пр. В контакте с понимающим другим важно делать Ваши чувства понятными для себя, т.е. осознавать их. Это помогает не впадать в аффект, крайнее проявление чувств, тк будет понимание того, что с Вами происходит, а, соответственно, и понимание того, что Вы реально можете сделать.
2. Физическая нагрузка. Ситуации длительного стресса вызывают ответную реакцию со стороны нашего тела - напряжение. Это связано с тем, что в случае опасности происходит мобилизация сил организма для спасения из опасной среды. Но в случае психологического стресса важно вырабатывать способы помогать телу выводить излишнее напряжение. Например, танцевать или любой другой спорт, рисовать, петь и пр. Но выполнять упражнения нужно не бездумно, а сконцентрировавшись на своих чувствах. Например, понимаете, что злитесь, что какой-то предмет дается плохо, чувствуете тяжесть в теле, рост тревоги. Начинаете рисовать, и с каждым штрихом и нажимом пытаетесь прочувствовать свою злость и как она меняется. Можно попеременно сжимать и разжимать каждую часть тела с концентрацией на процессе.
3. Гигиена сна и отдыха обязательна. Учитывая общую нагрузку в экзаменационный период, рекомендуем Вам выделить конкретное время, которое будет свободно ежедневно, пока экзамены не закончатся. Это может быть 30 минут или час, или по 10 минут после каждого выученного билета, но Вы должны четко знать в какое время Вы будете отдыхать. Таким способом Вы даете психике подсказку, когда будет перерыв,тем самым период напряжения видится не как что-то, что не имеет конца, а как что-то конечное. Т.е. определяете для себя оптимальный режим умственной работы и отдыха.
4. Предыдущий опыт. Рекомендуем вспомнить свой предыдущий успешный опыт преодоления трудностей, самоподдержки и собственных побед. В случаях, когда ситуация может выглядеть безвыходной, предыдущий успешный опыт может послужить опорой и ресурсом.
5. Продумайте разные исходы экзаменов. Подумайте, что будет, если Вы сдадите экзамен так, как хотели, и куда в этом случае планируете поступать. Помечтайте, нарисуйте в воображении будущее после успешной сдачи экзаменов. Эта картинка может служить источником вдохновения и мотивации.
Спокойно продумайте, возможно, обсудите с родителями ситуацию, если ожидания не оправдаются. Какие варианты для себя видите в этом случае.
Настя, из любого исхода этого периода можно взять ресурс: это личный опыт каждого человека, его нужно получить, переработать и идти дальше. В Ваших силах помочь себе подготовиться к успешной сдаче экзаменов и пройти это испытание с наименьшими потерями, даже при условии, если результат будет отличаться от ожидаемого. Помните, в жизни каждого человека бывают сложности и болезненные падения. Это опыт, и важно, этот опыт переработать, чтобы двигаться вперед.
Настя, Вы можете позвонить к нам в центр или на телефон доверия для детей и подростков 8-800-200-01-22 для получения очной психологической помощи.
С уважением, Юлия П.