Вопросы
Как перестать себя винить за трату денег на любые вещи, даже те, что я долго хотела, но в итоге они не оправдали мои ожидания и мне очень жаль потраченных средств на это
Здравствуйте, Мария!
В описанной Вами ситуация мне видится два важных аспекта. Первый касается вины за то, что Вы тратите деньги на себя. В этом случае встаёт вопрос ощущения самоценности – любите ли Вы себя, считаете ли Вы, что заслуживаете тратить на себя деньги, обеспечивать свои потребности и желания? Вы пишете, что вините себя за покупку любых вещей – проанализируете, это касается любых категорий, даже самых необходимых? Или скорее только тех, которые Вы покупаете для собственной радости – например, принадлежностей для хобби, красивой одежды, аксессуаров, косметики? Подумайте, всегда ли так было?
Иногда подобные эмоции могут быть связаны с низкой самооценкой – с установкой «я всегда недостаточно хорош и не заслуживаю чего-то хорошего». А иногда на то, что мы чувствуем при покупок чего-то для себя, влияет то, как на это реагировали другие людьми. Возможно, когда-то кто-то упрекал Вас за «неразумные траты». А может быть, подобное отношение было усвоено из того, как к подобным вещам относились в семье или окружении. В любом случае, важно относиться к себе бережно и с заботой, и не «грызть» себя за запланированные, нужные и желанные покупки. И даже если что-то, что вы приобрели, не является первой необходимостью, это не повод обрушиваться на себя критикой и жестко стыдить себя. Если вещь уже приобретена, постарайтесь получить от неё максимум положительных впечатлений. Попытайтесь думать о её достоинствах, об удовлетворении и удобстве, которое она Вам приносит. Постарайтесь использовать её, а не откладывать «на особый случай». Разочарование после покупки может помешать Вам по-настоящему оценить вещь, которую Вы уже приобрели, так что попробуйте взять от вещи «максимум». Вы же руководствовались какими-то соображениями, когда выбирали эту вещь? Попробуйте записывать все те доводы, которыми Вы аргументировали свою покупку, и после этого перечитывайте этот список, если Вас будут одолевать негативные эмоции в отношении неё.
Второй аспект, который может играть роль, связан с Вашими ожиданиями от покупки. На всех нас влияет реклама и маркетинг – на кого-то больше, на кого-то меньше, но это так, и сильнее всего мы влияем на себя сами – в частности, наше подсознание. Зачастую увидев вещь, которая нам нравится, которая кажется важной и нужной, мы вкладываем в неё очень много внутренней энергии. Стоит купить её – и решится какая-то проблема (я стану успешнее/счастливее/красивее и т.д.). Но в первую очередь вещь – всего лишь вещь, она выполняет некую функциональную роль: удовлетворить потребность, облегчить жизнь, принести удовольствие, порадовать, но она не в силах решить наши внутренние проблемы. И когда дофамин, который выработался после первых часов/дней после покупки, схлынет, останется разочарование – от вещи, которая не оправдала возложенных ожиданий, от потерянных денег, и, конечно, от самой себя. В этой связи стоит обратить внимание на внутреннее, а не внешнее – на Ваши неудовлетворенные потребности, чувства, желания, планы. Разобравшись с этим, можно наладить здоровые отношения с деньгами и расходами.
Для того, чтобы точно установить причину проблемы и начать работать с ней, стоит обратиться к психологу. Это будет наиболее эффективный способ найти внутренние ресурсы личности и повлиять на ситуацию.
Я желаю Вам удачи!
С уважением, консультант службы Мария