Вопросы
Добрый день.
Месяц назад у меня умер старший брат. Прошло уже 40 дней, но я не могу до конца осознать произошедшего. При похоронах в гробу лежал будто другой человек, я не могла его узнать.
Мне больно, грустно и я не понимаю, как смириться с этой утратой. Как это принять, как с этим жить.
Зачем вообще заводить семью, если ты можешь столкнуться с такой болью. Лучше быть обособленным и спокойным.
Я не знаю, стоит ли делиться с моими друзьями этим, потому что событие эмоционально тяжелое, и я не хочу, чтобы люди отдалились от меня из-за негатива. Мне больно. И я испытываю острую необходимость в поддержке.
Здравствуйте, Юлия.
Искренне сопереживаю вашему горю. Потеря близкого человека – очень тяжелое событие, с которым, к сожалению, так или иначе, приходится столкнуться каждому из нас.
В нашей культуре зачастую диктуется сдержанность в поведении и не одобряет проявления сильных чувств. Поэтому так трудно плакать и даже говорить о том, кто был нам дорог, в присутствии других людей.
И наше окружение часто не знает, как реагировать, от этого люди чувствуют себя беспомощными, не зная чем можно помочь. А горюющему неловко из-за того, что он невольно ставит их в такое положение. Он избегает говорить о своем горе, старается как можно скорее «взять себя в руки», чтобы не создавать неудобств и негатива, не напоминать окружающим о том, о чем говорить не принято — о смерти.
Однако горевание — это длительный и естественный процесс. И ускорить силой воли его невозможно: такие попытки приводят лишь к тому, что человек истощается, лишается сил. Горе надо прожить шаг за шагом. Когда ребенок рождается, родные сначала считают недели, месяцы, потом начинают отмечать годовщины — нечто похожее происходит с нами, когда мы кого-то теряем. Время наибольших страданий и острой душевной боли длится примерно 6–7 недель с момента трагического события. И только затем человек начинает постепенно возвращаться к жизни. Годовщина смерти — последняя дата в этом ряду. Возможно, неслучайно большинство религий отводят на траур один год.
Сейчас, Юля, вам важно не запирать свою боль. Если человек застывает в своем горе, он сам становится словно неживым. Тот, кто свою боль выражает, постепенно оживает, возвращается к жизни, постепенно начинает выстраивать новые отношения с жизнью.
Как полный вдох можно сделать, только закончив выдох, так и новые отношения с жизнью могут начаться только после того, как горе будет прожито до конца.
Человек должен догоревать, чтобы вернуться к жизни.
Поэтому так важно и для вас, Юлия, найти возможности для проживания своего горя: рядом с близкими, друзьями или с помощью специалистов помогающих профессий.
С уважением, Наталья.