Вопросы
В данный момент я вынужден заниматься самообучением в сфере деятельности, которой раньше не касался. Профессия выбрана не от большой любви к ней, а из обычной бытовой необходимости. Выбор этот сугубо вынужденный. Учебный процесс этот в моем случае идет крайне медленно, мучительно, тяжело и "со скрипом". Обучаемость я свою оцениваю на уровне "антоновский яблоневый пень". Через пару часов занятий я просто перестаю усваивать прочитанное совсем. И такая моя непродуктивность вызывает во мне ненависть к себе и презрение, смешанные с чувством собственной никчемности, бесполезности и бессилия. Когда я один, я просто срываюсь и бросаю занятия и начинаю банально бесшумно надрывно рыдать до тех пор, пока не "выйдет пар" и не кончатся силы себя ненавидеть. А потом я вымещаю свою злобу на самого себя своими же кулаками на своих же бедрах, пока и первые, и последние не начнут ощутимо болеть. Я заметил, что боль и усталость помогают мне успокаиваться и собираться с мыслями и возвращаться к занятиям. Насколько нормально вообще такое поведение? Я не сказал бы, что мазохизм, самокопание и самобичевание доставляют мне тонны райского наслаждения, но это единственный из известных мне реально рабочих способов возвращения себя в русло. (Никакие другие методы "мотивации" (откровенно тошнит уже от этого слова), медитации и самонастраивания со мной не работают. Кроме физической боли и такого же физического утомления мне АБСОЛЮТНО ничего не помогает вернуть голову в рабочее состояние.) Спасибо.
Здравствуйте, Александр. Слышу о вашей проблеме. Вы вынуждены освоить профессию, которая не очень удовлетворяет и притягивает вас, это в свою очередь негативно сказывается на вашем психоэмоциональном состоянии, вы истощены. часто срываетесь, наносите себе физический вред,
«Мотивация, медитация и самонастраивания» боюсь, будут бесполезны, пока не определите первопричины того, почему вы в такой ситуации, хотя в отдельных случаях они полезны для регуляции своего физического и психического состояния. Это похоже на то, что в случае простуды вы начнете усиленно пить витамины, вместо лекарств и антибиотиков, для профилактики они хороши, но не для лечения. В психологии принцип такой же.
Александр, для начала нужно выяснить глубинную причину того, почему вы занимаетесь освоением именно данного вида профессии. «Меня вынудили, вынудил себя сам, по какой причине, чем могу заменить эту профессию, если для меня она «не рабочая»». В каждом ответе находите выгоду и интерес лично для вас – хочу заработать больше денег, более доступное трудоустройство, «трамплин» для дальнейшего профессионального развития, более престижно и т.д. В каждом из этих случаев определите риски, что если не удастся вникнуть в специализацию, что если пойду в другое направление, как это повлияет на меня в данный момент и как повлияет в будущем. Надеюсь такой подробный мозговой штурм сориентирует вас в ваших потребностях и мотивах. Без четкого понимания того, почему я делаю это и что оно мне даст, вряд ли получится вникнуть в суть дела. Возможно вы не совсем подготовлены к этой сфере, решили перешагнуть через себя и освоить то, что до этого было чуждо вам. Начните интересоваться профессией, ведущими специалистами этой профессии, поговорить с ее представителями, если есть возможность, или же просматривать интервью, ролики – они обычно воспринимаются позитивно и интересно. Моральная подготовка в этом вопросе не менее важна, чем само обучение. Представьте, что мы 5-6 летнего ребенка заставляем читать текст, вместо того, чтобы научить складывать слова из букв, а затем словосочетания и потом уже текст. Какой это стресс для него и какое отвращение данное занятие вызывает у ребенка. Другое дело, когда мы подготавливаем, начинаем с малого, пошагово и подкрепляя интересными методами и способами развиваемся в этом деле. Думаю, аналогию поняли.
Помимо этого, важно понимать, что люди все разные со своими особенностями нервной системы, психических функций, личностных качеств, ценностей и мотивов и сказать, что любой человек может освоить технические и инженерные специальности или наоборот чувствовать комфортно в гуманитарных сферах - будет ошибочно, если он к этому не предрасположен. Александр, стоит об этом задуматься и вам, может вы заставляете себя быть там, где не можете быть продуктивными, и одновременно не замечаете ту сферу, где могли бы быть первоклассным специалистом. Изучите себя более подробно, свой темперамент, свой характер, источников много в интернет пространстве, предпочтение отдавайте психологическим литературам, нежели популяристическим. Если располагаете возможностями, пройдите профориентацию у психолога по месту проживания – это будет более информативно.
«Кроме физической боли и физического утомления ничего не помогает вернуть голову в рабочее русло» - пишете вы, возможно, такая стратегия обучения была сформирована еще задолго до этого. Вспомните? как вы учились в школе, были самоорганизованы и целенаправлены или чаще заставляли родители или учителя? Возможно, вам и сейчас не хватает этого внешнего стимула, «пинка». Если склоняетесь к этому, ищите поддержки со стороны сейчас, но важно проработать ситуацию с психологом в будущем, так как мотивация более продуктивна, когда исходит изнутри и не зависит от внешних людей и факторов.Тем не менее, попробуйте физического утомление вызывать не самоповреждающими методами, а реальной физической активностью. Перед занятиями пробуйте заняться чем-то физически, прогулка, пробежка, силовые упражнения и т.д.
Александр, верю, что у вас все получится!
С уважением,
консультант службы