Вопросы
Здравствуйте. Такая ситуация. Мой братик учится в колледже, и питается очень плохо и готов бездумно потратить все деньги на месяц на гитару а после жить в проголодь, не заботится о себе и даже одежду к зиме купить не может все "занят". Не могу понять почему он так поступает, как донести до него то что важно быть ответственным и беречь и заботится о себе ? Каждый раз пытаюсь поговорить на эту тему но он не слушает пока не решаешь эти дела вместе с ним "взяв за руку". Можете дать рекомендацию и посоветовать книгу по возможности
Татьяна, здравствуйте! Из Вашего обращения вижу, что Вы очень волнуетесь за своего брата. Вас беспокоит то, как он безответственно, по Вашим словам, относится к себе. Вы не понимаете, почему он так себя ведет, у Вас не получается донести до брата мысль о том, что нужно заботиться о себе.
Хорошо, что Вы обратились к нам за прояснением интересующих и волнующих Вас вопросов.
Естественно, что Вы волнуетесь за своего брата. Вам хочется, чтобы он был сыт, здоров и тепло одет. Для Вас именно это является благополучием Вашего брата. Но из Вашего сообщения я вижу, что для Вашего брата есть и другие значимые вещи. Например, игра на гитаре и другие дела.
Татьяна, Ваш брат сейчас находится в очень интересном возрасте. От старшего подросткового он переходит в юношеский возраст. Получается, что молодой человек, с одной стороны, хочет и пытается жить по принципам взрослой жизни, быть самостоятельным, чувствовать доверие со стороны близких и т.д. С другой стороны, он только подходит к взрослой жизни и многого не знает. Здесь важно поддерживать стремление к самостоятельности, проявлять понимание ценностей брата и уважать его решения, но в то же время демонстрировать примеры ответственного поведения и учить этому поведению с позиции партнерских равных отношений. В его возрасте очень важны близкие люди, но иногда может показаться, что их значимость как бы снижается, а важными людьми становятся друзья, более широкое окружение.
Подумайте, о том, как Вы разговариваете с братом. Действуете ли с позиции силы, авторитета или Вы пытаетесь выслушать, договориться с братом, понять, что для него важно.
Попробуйте спросить у него, как он сам воспринимает свое поведение по отношению к себе, как относится к Вашим словам и действиям в отношении него. И дальше можно строить диалог исходя из слов брата. Попытайтесь стать для него не только старшей сестрой, но и другом.
Вы пишете о том, что Вам часто приходится что-то делать и решать за брата, но такая ситуация может продолжиться в силу того, что для Вашего брата значимы одни вещи, а для Вас другие. Получается, что Вы с братом как бы разговариваете на разных языках и не понимаете друг друга. Обратите внимание на его слова. Подумайте, не воспринимает ли он Ваши слова и действия как нарушение его личного пространства. Если у него присутствует именно такое восприятие, то он будет сопротивляться любым наставлениям.
Я бы рекомендовала Вам проанализировать свои действия в отношении к брату. Относитесь ли Вы к нему, скажем как к маленькому ребенку, который требует постоянного ухода и внимания. Или к молодому человеку, который уже может регулировать режимные моменты в своей жизни. Понимаете или нет ценности брата и т.д.
Оцените свои психологические знания о возрастных особенностях брата по десятибалльной системе. Если Вы пишите о том, что не понимаете мотивы поведения брата и не знаете, как Вам действовать дальше, а главное не получаете желаемого результата, то возможно определённых знаний Вам недостаточно.
В связи с этим, я хочу предложить Вам почитать следующие книги.
1. «Личные границы. Как их устанавливать и отстаивать» В. Ламберт, Дж. Миллер
2. «Общаться с подростком. Как?» Ю. Лемеш.
3. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» А. Фабер, Э. Мазлиш.
4. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество В. С. Мухина.
В каких-то из них пишут о подростках, но материал, предложенный в них, является универсальным. Данные книги рассказывают о психологических возрастных особенностях и как желательно выстраивать отношения, общение с подростками и юношами.
Если у Вас останутся вопросы или проблема не будет решаться, усложнится Вы можете на нашем сайте создать «личный кабинет» и начать консультацию (при этом ваши сообщения будут видны только вам и психологу). Взаимодействие в «личном кабинете» это разговор со специалистом в письменном виде. Работа в «личном кабинете» не ограничена временем, он будет существовать столько, сколько необходим Вам. Кроме этого, вы всегда можете позвонить на телефон доверия нашей Службы +7 (495)989-50-50 (анонимно, бесплатно), где в режиме живого разговора есть возможность обсудить со специалистом беспокоящие вас вопросы.
С уважением, консультант службы