Вопросы
Здравствуйте. Мне 26 лет. Со 2 и по 11 класс учебы в школе я подвергалась травле в школе как со стороны учеников, так и со стороны учителей. В одном из младших классов меня после уроков избили одноклассники, и я попала в больницу с травмами.
Учеников поставили на учет в детскую школу милиции, но учителя приняли их сторону: я провоцирую, веду себя взывающе, поэтому получила по заслугам. Поэтому мне часто занижали оценки, относились предвзято. Я дралась, пыталась защищать себя, но только давала повод для новых обвинений. Родители не стали переводить меня в другую школу, так как считали, что нет гарантии, что всё не повторится.
В школе я никогда не чувствовала себя в безопасности: меня в любой момент могли ударить, таскали за косы, пинали, били в живот, распахивали кабинки в туалете, высмеивали внешность, одежду, увлечения.
В старших классах я просто была изгоем: со мной никто не разговаривал, даже по учебе, за партой никто не хотел со мной сидеть, продолжали высмеивать. Я ждала окончания школы, чтобы закончился этот кошмар.
В вузе я не смогла ни с кем наладить дружеские отношения, так как никому не могла доверять. Боялась преподавателей, наставников, их несправедливого отношения, хотя повода они не давали.
Сейчас я работаю учителем в школе. Но каждый день на работе для меня пытка. Постоянно напряжена, мобилизована, так как постоянно ожидаю опасность. Я не умею постоять за себя, так как боюсь спровоцировать коллегу на грубость, стараюсь всем угождать, не могу наладить дисциплину в классе, так как ученики чувствуют мою неуверенность, зажатость и страх. Боюсь на работе есть, ходить в туалет. Дома после работы падаю и сплю по 3-4 часа днем, допоздна потом работаю. Плохой сон, кошмары, нервозность.
Вопросы следующие:
1. Как повысить самооценку?
2. Как научится устанавливать и отстаивать личностные границы, не испытывая чувства вины?
3. Как избавиться от последствий травли: страха, неврологических проявлений, боязни других людей и социального взаимодействия?
Здравствуйте, Злата!
Вы описываете действительно сложную ситуацию. Вы пишите, что испытываете страх, зажатость, напряжение, нервозность, неуверенность в себе. И особенно усугубляет переживания убеждение в собственной беспомощности и невозможности повлиять на события. Злата, мне очень жаль, что Вам приходится проживать подобные состояния в одиночку. Важно, что вы ищете выход из сложившейся ситуации и решились обратиться за помощью.
Безусловно, такое плохое обращение не должен встречать ни ребёнок, ни взрослый. Злата, Вы достаточно долгий период живете в постоянном напряжении из-за последствий буллинга (травли) в школе. Придя в школу, Вы вновь стали переживать те же негативные эмоции, где Вы чувствуете опасность и угрозу. То есть Вы оказались в позиции ученицы и вернулись к тому негативному и разрушительному опыту. Школьная обстановка, ученики, учителя все это возвращает Вас обратно и создает небезопасное для Вас пространство. Отсюда формируется недоверие, страх, зажатость, напряжение. Силы и ресурсы нашего организма небезграничны, Вы испытываете негативные проявления уже на физическом уровне (невозможность своевременно удовлетворить свои физиологические потребности).Человек должен иметь ресурсы, время и место для психологического восстановления . Вы прошли очень трудный путь, да он был негативный, однако, не каждый человек способен с ним справится. Попробуйте обратить внимание на себя. Вы сильная, стойкая девушка и Вы можете противостоять трудностям. Постарайтесь найти ресурс именно в этом.
Что же можно предпринять для улучшения психического состояния: понимать, на что вы можете воздействовать, а на что –нет. Например, Вы уже находитесь в позиции учителя, взрослого человека, Вы можете акцентировать ученикам как нужно вести себя в классе, как с вами можно, а как нельзя. Когда нами овладевает страх мы сразу становимся в слабую позицию. Не бойтесь пробовать взаимодействовать, исследовать отношения, менять что-то! Вы это сможете. В этом Вам может помочь дополнительная литература книга Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми».
Злата, Ваш вопрос заслуживает большего внимания, поэтому рекомендую Вам обратиться к психологу по месту жительства о возможности посещения консультаций и участия в группе поддержки, где можно получить обратную связь от участников группы о том, что у вас происходит в контакте с другими людьми, какие стратегии и способы помогают вам в общении, а какие мешают выстраивать и сохранять контакт. Из вашего письма создаётся ощущение, что вы неоднозначно воспринимаете себя, что есть внутренний конфликт, требующий разрешения. С этим тоже нужно работать со специалистом.
Очень важно, чтобы в вашем окружении были люди, которым вы доверяете и которые могут поддержать вас в сложных ситуациях. Если такую поддержку не всегда можете получить от близких, помните, что можно звонить на нашу горячую линию +7 (495) 989-50-50 или любой доступный телефон доверия бесплатно и анонимно.
С уважением, консультант службы