Вопросы

Автор: Ангелина
16.10.2022 19:59
Здравствуйте, у меня неуверенность в себе.

Здравствуйте и доброй ночи. Меня зовут Ангелина. В этом году я поступила в ВУЗ. И всё лето думала о том, как я буду учится на хорошие оценки, были планы даже закончить этот год на отлично, чтобы я смогла перевестись на бюджет. Но... 1 сентября я заболела. И целую неделю пролежала с температурой дома. Я так сильно ждала свой первый учебный день, но когда я пришла моя мотивация на учёбу тут же отпала. Мной овладел страх. Страх о том что я не справлюсь, что для меня эта профессия слишком ответственная. И иногда от страха и большого количества эмоций я чуть ли не задыхаюсь. После выписки, придя на учёбу я почувствовала себя лишней и одинокой. Все друг с другом успели познакомиться. Разбились на группки по интересам. А я как чёрное пятно сижу в одиночестве. Я побоялась знакомиться со своими одногруппниками, т.к. не хочу говорить или делать что-то глупое, быть посмешещим. Боюсь обидеть кого-нибудь своими словами. Поэтому я молчу и ни с кем не общаюсь. Мне страшно начинать общение. Учёба даётся очень тяжело, потому что большая нагрузка. И по ней я скатилась. Куча долгов и двоек. Есть 3 предмета с которыми у меня появились трудности и по каждому из них у меня есть по 5-7 двоек. Это в сумме около 15. Так есть и другие предметы по которым есть двойки. Может вы думаете, что я лентяйка и просто жалуюсь. Пусть будет так. Но мне нужно с кем-то поговорить об этом. Я не могу сказать об этом своей бабушке. Она будет очень переживать за меня, а я не хочу чтобы она переживала. Ведь ей очень тяжело. Она работает за четверых. У меня нету мамы, отец болеет с ним я очень давно не виделась, дедушка не работает, а родного брата я не хочу нагружать этим. Летом я не хотела поступать в ВУЗ, я пошла потому что просила бабушка. Я подумала и всё таки решила подать документы, загорелась идеей хорошего обучения. Но, видимо мне стоило послушать моего дедушку, когда он говорил, что мне не нужно образование в вузе. Я правда стараюсь из-за всех сил, но мне очень тяжело понимать темы которые дают. Сложно успевать делать что-то, т.к. много задают. Я не считаю себя интересным человеком потому что не летала в другие города, рассказать истории из детсва могу не многие. Детство... Тогда у меня не было проблем со знакомствами, я любила знакомиться с людьми. Я ходила на танцы, ы школе конечно я училась на 3, но я обожала ходить в неё пусть и не всегда было всё понятно. Я очень скучаю по тем временам. По школьным походам, про гулянкам. У меня есть лучшая подруга, но и ей я не могу рассказать всего. Ещё я думаю, что из-за этих двоек и моей боязни общения, одногруппники наверное думают о том зачем я вообще сюда поступила. Раз даже не готовлюсь у парам. Я думаю, так это выглядит со стороны. По некоторым предметам у меня идёт отлично всё. Я сейчас подумала, а может естественны науки не для меня. Ведь именно по этим предметам у меня одни двойки. Моя мотивация то появляется, то пропадает. Я не знаю как сделать её стабильной. Думать о будущей профессии... Честно я уже сама не знаю чего хочу. Но знаю одно, мне надоела эта рутинная жизнь. Учёба-дом, дом-учеба. Но я боюсь уходить с вуза ведь я взяла кредит на образование чтобы оплатить первый год. Я боюсь того, что скажет мне бабушка и остальная семья. Как они отнесутся к тому, что не стану тем кем хотела быть летом. Если честно, то в школе у меня был выбор между хореографией и данной профессией. И я не знала что выбрать, пошла в эту профессию только из-за бабушки. Т.к. она работает в этой сфере. Мне очень нравится ходить на пары и получать знания, но я не понимаю основные предметы. Которые нужны. Может мне и правда уйти. Я не знаю что делать.. Я хочу сходить к психологу, но денег на него у меня нету. Я не уверена что в моём городе есть бесплатные и хорошие психологи. Спасибо большое вам за удалённое моему рассказу время. Приятных снов и до свидания!

Отвечает: Консультант службы
18.10.2022 18:27
Другая тема

Здравствуйте, Ангелина! Вы сообщаете о трудном этапе в учебе и Вашем жизненном пути в целом. Возможно, Вы чувствуете в себе недостаточно уверенности для адаптации к ситуации, Вам может быть трудно понять свои желания и возможности, а также Вы в целом сомневаетесь в различных исходах, и трудно понять, что из этого выйдет. Вам, должно быть, сейчас очень трудно чувствовать себя уверенно в новой, непривычной среде – когда приходится заново выстраивать контакты со сверстниками, осваивать новые сложные предметы, и когда Вам еще трудно почувствовать себя «на своем месте», а также понять свои желания и своё отношение к профессии и обучению. И все это сопровождается неуверенностью в том, как показать себя – Вам важно, чтобы Ваш образ был «нормативным», чтобы в глазах других Вы были «хорошей», несмотря на возникающие трудности. Вы, вероятно, хотели бы разобраться в себе и в ситуации, чтобы почувствовать уверенность в позиционировании себя и своих действий.

Сейчас Вы проживаете кризисную ситуацию – Вы выпустились со школы и поступили в вуз, перешли на новый этап взросления, стали ближе к вступлению во взрослую жизнь. Изменился Ваш стиль жизни, Вы пробуете себя в новой деятельности (но пока еще учитесь, готовитесь и оцениваете свои возможности в этой сфере), Вы также учитесь понимать себя, может меняться и Ваша личность. Вам открылось столько нового, неизвестного, непривычного, в связи с чем сталкиваетесь с различными сложностями. Это, возможно, немного пугает Вас: Вы скучаете по школе, детству и школьной активности, боитесь «погрязнуть в рутине», не чувствуете опоры и уверенности в себе. Эта ситуация несколько усложнилась тем, что Вы не по своей воле пропустили первую неделю, в которую Ваши сверстники уже начали немного осваиваться в новой и для них обстановке. И сейчас Вам трудно почувствовать в себе силы, а также Вы боитесь получить поддержку в этот непростой для Вас период (возможно, даже боитесь показать близким, насколько Вам сейчас непросто).

Ваши страхи не беспочвенны, ведь трудности, через которые Вы проходите, закономерны. Каждый так или иначе проходил те же этапы и переживал похожие страхи и сомнения. Но, чтобы этот этап пройти и принять себя в новом качестве, как Взрослого, в Ваших силах противостоять этим сложностям, взять на себя ответственность за свою жизнь (то есть планировать свою жизнь, быть готовым к определенным последствиям и уметь использовать предстающие перед Вами возможности). Это не обязательно будет связано с «рутиной»: это, в первую очередь, возможность управлять возникающими жизненными обстоятельствами, самостоятельно их регулировать.

Конечно, когда у нас еще нет опыта, сил или других ресурсов для того, чтобы решить впервые возникающие проблемные ситуации – мы можем или пробовать решить вопрос сами, так, как получится, или попросить помощи, поддержки, совета у тех, кто этими ресурсами располагает. Если Вам в некоторых вопросах будет трудно справляться самостоятельно, не бойтесь просить помощи и поддержки у Ваших близких, друзей (тех, с кем сохранились доверительные отношения со школы, кому Вы хотели бы открыться и довериться), а также одногруппников (наверняка в коллективе найдутся такие, которые примут Вас, не будут навязывать свою оценку, поймут Ваше положение, найдут в Вас «родственную душу»). Но если Вы боитесь отвлекать важных для Вас людей и переживаете, что побеспокоите их своими проблемами, то можно их спросить, готовы ли они выслушать Вас и смогут ли предложить посильную помощь. Попробуйте воспринять эту ситуацию не как «нагружение проблемами», а как диалог, обмен опытом – ответственность за принятие решений все равно остается за Вами, а не за помогающим.

Уверенность – это вера в Ваши силы, Ваша внутренняя готовность к противостоянию трудностям и к тому, чтобы взять на себя ответственность за свою жизнь, и даже готовность признаться другим и самой себе в том, что Вам нужна помощь. Возможно, эта уверенность перебивается другими чувствами: страхами, опасениями, ожиданием неприятных исходов. Это несколько останавливает Вас, не дает раскрыться и освоиться в новых для Вас условиях. Давайте попробуем проанализировать, что может выступать как препятствия в данной ситуации. Вы отметили в своем обращении следующие моменты:

1. У Вас были определенные ожидания от учебы, летом Вы предвкушали успех в освоении новых и интересных Вам направлений, поставили себе цель – перейти на бюджет по результатам успешной учебы уже на следующий год. Но на данный момент, когда этим ожиданиям не удалось соответствовать, Вы будто стали относиться к себе еще требовательнее, укоряете себя за свое несоответствие поставленным планам. Но, может, Вы слишком требовательны к себе? Сейчас Вы еще адаптируетесь, нарабатываете новые для Вас навыки, а также пытаетесь разобраться в материале, для восприятия которого у Вас еще не сформирована основа, на которую информация могла бы легко ложиться. Конечно, к высоким достижениям стремиться важно, но не менее важно грамотно оценивать свои силы и реалистично прогнозировать свои возможности.

Попробуйте делать акцент не столько на самих оценках, сколько на том, что именно Вам нужно освоить для понимания темы – может, Вы иначе поняли тему, и Вам необходимо прослушать объяснение еще раз, или более подробно, или услышать его от другого человека (например, попросить одногруппников рассказать материал так, как его понимают они сами, или изучить тему самостоятельно в интернете или по учебнику). Может, стоит уделить дополнительное внимание, больше личного времени тренировке навыка – если его выполнение не доведено до автоматизма, то можно путаться в этапах и, соответственно, совершать ошибки. Это можно сравнить с тем, как школьник, еще не умеющий автоматически распознавать буквы и складывать их в слоги и слова, не может быть успешным в написании сочинений; но если он поэтапно обучится сначала чтению, потом письму и затем – умению излагать свои мысли на бумаге, то только тогда можно будет ожидать от него успехов в написании сочинений. Также и с любым сложным навыком, для освоения которого важно освоить сначала базу, и потом все «надстройки». Для более глубокого понимания материала Вы можете объяснять его для себя так, чтобы это было наглядно – подкреплять личным опытом, искать конкретное применение материалу, сопоставлять с реальными жизненными явлениями.

Каждый нарабатывает навыки и осваивает информацию в своем, индивидуальном темпе – в соответствии со своими возможностями. Ожидать от себя высоких результатов сразу не стоит – для их достижения, в любом случае, требуется планомерная систематическая работа над собой, результаты не могут измениться одномоментно. Представьте, как достигают своих целей, например, спортсмены, прыгающие с шестом. Человек, только вступивший в большой спорт и еще не знающий своих реальных возможностей, может поставить себе сверхцель, что побьет мировой рекорд уже в ближайшее время. Но после нескольких тренировок и реалистичной переоценки своих сил он снижает планку, тренируется и работает над собой и своими навыками; и повышает цели только тогда, когда поймет, что предыдущие цели достигаются легко. Если переложить эту аналогию на Вашу ситуацию, то складывается впечатление, что Вы заранее поставили себе «высокую планку» (ваши ожидания, которые составили летом) и не скорректировали их под новые актуальные обстоятельства, корите себя за неспособность достичь этой цели и тем самым демотивируете сами себя. От этого и происходят описываемые «перепады мотивации», когда Вы сначала активизируетесь, но потом разочаровываетесь в результате.

Попробуйте определить для себя наиболее достижимую цель на данном этапе: например, закончить семестр/год без пересдач. Не торопитесь, оцените свои актуальные возможности на данный момент, анализируйте, в связи с чем у Вас возникают трудности, работайте над ними, и уже потом определяйте новую цель.

Конечно, в условиях ограниченного времени и при нагруженном процессе обучения в целом, когда становится трудно долго задерживаться «на одном месте», это может быть реализовано с трудом. В этом случае Вы можете самостоятельно определять приоритеты – уделять время тому, что Вам сейчас важнее, автоматизировать те процессы, которые даются Вам легче, и за счет чего-то, может, освободить себе немного времени. Умение планировать свои действия, выполнять обязательства и реализовывать возможности – это и есть ответственность, и в Ваших силах попробовать ее использовать в свою пользу.

2. Следующий момент связан с тем, как Вы взаимодействуете с другими людьми и какой «образ себя» хотите им демонстрировать. Вам важно, что о Вас подумают другие (одногруппники, родные, в частности бабушка), при этом Вы боитесь разочаровать их, и поэтому стремитесь показать себя «хорошей», «выдающейся», «интересной», «не глупой». Эти характеристики – это оценочные суждения, то есть попытка описать качества, характеристики в соответствии с неким «эталоном». Оценки всегда субъективны: это представления конкретных людей о том, нравится ли конкретно им оцениваемый объект или нет.

Мы не можем полностью соответствовать ожиданиям других людей, поскольку это лишь их ожидания; также мы не можем заранее с точностью предвосхитить, как нас оценит другой человек – это находится лишь в их ответственности, а не в нашей личной. В нашей ответственности – контролировать наши собственные поступки, слова, эмоции в соответствии с тем, что ближе и комфортнее нам лично, в соответствии с нашими личными оценками самих себя.

То есть Вы боитесь разочаровать других, поэтому боитесь проявлять и себя, такой, какая Вы есть – готовы ничего не делать, чтобы наверняка не проявить в своем поведении что-то не то. Но в то же время при поддержании определенного имиджа любой человек может испытывать напряжение, поскольку ему постоянно приходится следить за собой, контролировать поведение и сдерживаться.

Попробуйте переключить внимание с других (с того, что другие подумают о Вас) на себя (на то, какой Вы являетесь для себя и как, через что это проявляете), контролируйте то, что в Ваших силах. Вы даже сами в обращении подчеркиваете именно эту идею: «Ну и пусть обо мне так думают, на деле же все обстоит по-другому».

Не бойтесь реализовывать себя и показывать свои качества. И при этом не страшно, если кому-то покажется, будто Вы якобы прикладываете для этого недостаточно усилий – другому человеку может быть не видна полная картина Ваших стараний и стремлений, и другие люди оценивают окружающие явления так, как сами привыкли.

Также наша оценка самих себя иногда может не совпадать с тем, что о нас думают другие, причем бывает и так, что другие оценивают нас лучше, чем мы сами. Старайтесь изучить себя с разных сторон: выявить и свои сильные, и слабые стороны – все особенности, которые делают Вас – Вами. Если Вы попробуете проявлять себя в разных ситуациях и приобретать различный опыт, Вам самой может открыться особое понимание Ваших личностных черт и способностей.

3. Также Вы высказываете сомнения: «Действительно ли я этого хочу?», «Подходит ли мне эта профессия?», «Есть ли у меня способности в этом направлении?».

Конечно, в трудных жизненных ситуациях, когда мы прикладываем все силы на разрешение проблем, истощаемся, но не получаем желаемого результата, нам может казаться, что мы делаем что-то не так. У нас могут опускаться руки, мы можем начать оценивать нашу личность целиком лишь по этому моменту в нашей жизни. Поэтому кризисные ситуации обычно имеют два направления разрешения: либо человек сдается, откладывает решение ситуации на потом либо в других условиях, либо находит в себе силы и перебарывает трудности.

Трудности на первом курсе – форма проявления проблемы Вашего самоопределения в целом, которая по-особенному актуализировалась в ситуации перехода на новый этап взросления. Сейчас Вы пробуете себя в этой сфере, анализируете свои способности, оцениваете свое отношение к данной сфере и к себе как будущему профессионалу. Это – Ваш личный жизненный путь, то, как Вы себя реализуете в мире и в обществе. Он не всегда бывает линейным, у каждого человека он индивидуален, и каждый выстраивает его в соответствии с тем, как он сам хотел бы себя выражать. Конечно, в этом пути бывают различные сложности, но если Вы готовы их преодолевать и имеете представление, для чего это делаете и куда хотели бы прийти, то обязательно найдется хотя бы один способ их разрешения.

Осваивайте самих себя, развивайте свои черты и открывайте для себя новые, а также знакомьтесь с миром с разных сторон и пробуйте почувствовать свое отношение к разным явлениям. Не бойтесь пробовать себя в разной деятельности, изучать свои компетенции, предпочтения, развивать навыки. Развивайте и свою личность, формируйте отношение к миру и к самой себе, взаимодействуйте с миром всеми доступными Вам способами.

Если в какой-то момент Вам будет казаться, что сделанный выбор Вас не удовлетворяет, в Ваших силах сделать новый выбор – это Ваша личная ответственность за распоряжение Вашими личными возможностями. Те жизненные этапы, которые Вы успеете пройти – тоже часть Вашего личного опыта, и смена выбора не перечеркнет этот опыт, а наоборот, дополнит его.

Возможно, бабушка видит в Вас продолжение ее самой (хотела бы, чтобы Вы продолжили семейное дело), и поэтому попросила Вас подать документы в этот вуз. Или, может, напротив: бабушке кажется, что Вы обладаете определенными важными качествами, помогающими развиваться в этой профессии, и поэтому видит Вас в этом деле. В любом случае, жизненный путь каждого человека особенный, индивидуальный, и все люди разные, и каждый сам проживает свою жизнь и реализует себя так, в чем видит свое предназначение. Поэтому выбор этого пути остается за Вами.

В доверительном диалоге Вы можете обсудить с бабушкой Ваши переживания, сомнения касательно Вашей профессиональной пригодности. Она, как человек, обладающий опытом в этой сфере, сможет подтвердить или опровергнуть Ваши опасения и переживания. Также Вы можете изучить профессиограмму (описание того, что требуется от работника на определенной должности) и попробовать самостоятельно оценить, справитесь ли Вы с обязанностями.

Конечно, для того, чтобы поставить себе цели и понять, к чему и в какую сторону Вы хотели бы двигаться, важно чувствовать себя, что Вам нравится, что не нравится, чем бы Вы хотели заниматься. Для этого надо понимать, какие у Вас есть возможности, интересы, склонности и предпочтения. Анализируйте себя, интересуйтесь мыслями и чувствами Ваших родных, сверстников, других людей. Открывайте для себя новые стороны жизни.

Попробуйте узнать, есть ли психолог в Вашем вузе – этот специалист может помочь с адаптацией и провести карьерное консультирование. Возможно, в Вашем городе есть социальные центры, которые также оказывают психологическую помощь в трудных жизненных ситуациях. Также для получения бесплатной психологической помощи Вы можете написать в Личный кабинет или позвонить на горячую линию этой же службы: +7 (495) 989-50-50.

Желаю Вам внутренней гармонии, а также сил в преодолении трудностей.

С уважением, консультант службы.