Вопросы
Здравствуйте, у меня были всегда почти только пятерки по одному предмету, начиная с 1 класса и заканчивая 9-м. Но в 10 классе (сейчас) у меня по нему за каждое занятие (их было всего 2) четверки. Я не знаю, что делать, нам просто дают небольшую самостоятельную работу, я думаю, что пишу все правильно, но на деле все оказывается не так. Я не знаю причины. Либо она очень быстрая, либо у меня правда не должна быть пятерка по этому предмету, но это ужасно задевает меня, мне очень плохо, я стараюсь учить больше, но все равно этого недостаточно. Я понимаю, что суицид - это последнее, что я могу сделать. Но я правда не могу принять тот факт, что предмет, который мне давался лучше всего и нравился больше всего..теперь я не могу так считать.
Здравствуйте, Саша!
Вы пишите, что последнее время, перестали ощущать свою успешность, по предмету, который Вам больше всего нравился, и Вам на протяжении нескольких лет было интересно его изучать. Вы пытаетесь разобраться в причинах происходящего, но пока Вам это не удалось сделать. Действительно, есть из за чего расстроиться. Безусловно, это задевает. Когда мы получаем плохую оценку, мы буквально проваливаемся в пучину переживаний (если только это не привычное дело). Нам кажется, что мы потеряли ум, внимание, знания, талант и свою силу. Но если подумать, то становится понятно, что это не соответствует тому, как обстоят дела в целом.
Такое периодически случается с каждым. Учитель возвращает контрольную работу или задание, с которым, как Вам казалось, Вы справились на «отлично», и тут Ваше сердце совершает кульбит, а желудок завязывается в узел – перед Вами плохая оценка (или как минимум не та, на которую Вы рассчитывали). Вопросы один за другим накрывают сознание. Как теперь улучшить показатели успеваемости? Что это такое со мной происходит? Что скажут родители? Какая оценка теперь будет в конце года?
Саша, чтобы вернуться в колею, Вам важно вернуть себе спокойное состояние. Каждый из нас может оступиться. На самом деле те ошибки, которые мы совершаем в нашей жизни, как раз и делают из нас тех людей, которыми мы являемся, они учат нас исправляться и добиваться лучших результатов в следующий раз.
Во многих школах в 10 и 11 классах начинают углубленно изучать предметы, необходимые для поступления. В таких случаях требования по профильным предметам значительно возрастают, а программа становится намного тяжелее. Вполне возможна ситуация, когда знания по предмету, после перехода в профильный класс, заметно выросли, а вот оценка наоборот упала. Я хочу сказать, что оценка не всегда зависит от уровня знаний. Тут может быть много разных факторов.
Возможно, стоит поговорить о происходящем с учителем. Это продемонстрирует Вашу заинтересованность и стремление на «взрослом уровне» решать возникающие проблемы, но главное – поможет разобраться в причинах снижения успеваемости, а соответственно и понять, как можно это исправить. Например: «Здравствуйте, Мария Ивановна, мне не понравилось то, как я показала себя на самостоятельной работе. Что я могу сделать, чтобы написать лучше следующую работу?»
Не исключено, что Вы слишком предвзяты и требовательны к себе. Желание сделать свою работу как можно лучше — казалось бы, похвальное. Но зачастую оно связано не с желанием достигнуть достойного уровня знаний, а со стремлением получить одобрение окружающих. Есть над чем подумать, да?
Саша, не погружайтесь в «самобичевание» хотя бы, потому что самокритика вызывает стресс, а стресс – совсем не то, что способствует получению хороших оценок. Есть исследования подтверждающие, что те обучающиеся, которые нервничают перед важными экзаменами, получают более низкие оценки в сравнении с теми ребятами, кто сохраняет спокойствие.
Постарайтесь не зубрить. Если Вы можете обойтись без зубрежки, лучше от нее отказаться. Она изматывает, ухудшает понимание материала и нередко снижает уверенность в своих силах.
Восполняйте свои ресурсы. Для того, чтобы выполнить поставленную задачу, нужно располагать необходимыми для этого ресурсами: свободным временем, физическими силами, энергией. К сожалению, все эти ресурсы не бесконечны, и их нужно уметь восстанавливать. Отдых, общение с близкими людьми, любимые хобби — все это должно присутствовать в жизни хотя бы для того, чтобы иметь возможность перезагружаться и восстанавливать свои ресурсы. А еще, перед любым ответственным мероприятие важно хорошенько выспаться.
Резюме:
• Не сдавайтесь! У всех бывают провалы, так или иначе, «хороший ученик» не позволит неудачам взять над ним верх.
• Воспринимайте это как учебный опыт. Однажды Вы расскажете своим детям, как справляться с такими ситуациями!
• Если Вы чувствуете себя очень расстроенной или раздраженной, вспомните о своих высоких оценках по другим контрольным, или о тех, которые Вы получили в прошлом.
Саша, если самостоятельно не получается справиться с ситуацией, Вы можете обсудить эту проблему с родителями и/или обратиться за помощью к школьному психологу. Совместно со специалистом Вы сможете более предметно обсудить волнующие Вас вопросы, детально описав ситуацию.
Желаю Вам успехов!
С уважением, консультант Светлана Н.